Всё началось с детской игрушки

Ангарские Ведомости

Международный молодёжный форум «Байкал-2018» подарил немало интересных и оригинальных проектов, но, пожалуй, больше остальных удивила идея ангарчанки Валентины Ларченко. Девушка задумала воссоздать книгопечатный станок Иоганна ГУТЕНБЕРГА по технологиям XV века. Само собой, проект стал победителем конкурса грантов Росмолодёжи. К слову, для Валентины, без пяти минут кандидата исторических наук, это уже не первый культурный проект, реализованный на территории Ангарска. Ко всему прочему, между написанием кандидатской, преподавательской деятельностью и своими проектами Валентина успевает путешествовать и принимать у себя дома иностранных гостей в формате «CouchSurfing». Обо всём понемногу мы поговорили с нашей героиней.
Библиотека может быть современной
- Валентина, первым делом, конечно, хочется подробнее узнать о вашем новом проекте. Как такая идея вообще зародилась?
- Идея давно в голове витала, ещё с поездки в Македонию. Там в магазинчике я увидела сувениры-блокноты, созданные с помощью старинных технологий. А закрепилась идея, когда, работая в иркутской библиотеке, размышляла, как же удержать читателя в пенатах книжных сокровищ. Сейчас уникальные исторические книги, которые хранятся под толстым стеклом в музеях, можно только увидеть под толстым стеклом - взять в руки нельзя. К тому же понять смысл написанного сложно. Это не вызывает интереса у молодёжи, привыкшей к цифровым технологиям. Вот и вылилась идея в проект воссозданного станка Иоганна Гутенберга. Также будет создан станок для производства бумаги без использования древесины. Сами литеры решено печатать на 3D-принтере, поэтому проект будет не только историческим, но и с использованием современных технологий. Плюс будут организованы мастер-классы по палеографии и художественному оформлению книг. Ребята своими руками смогут создавать книги и блокноты по старинным технологиям. Мастер-классы будут проходить в Ангарске и Иркутске. Не знаю, насколько этот проект уникален, но у нас в стране я о таком точно не слышала.
- Чем будете наполнять напечатанные экземпляры?
- Хотелось бы сделать страницы из старинных книг, но, боюсь, полная выкладка литерами займёт очень много времени. Поэтому будем делать фрагменты книг. Очень хочу, чтоб они были с гравюрами.
- Вы упомянули о своей работе в библиотеке. Как, по-вашему, есть сегодня у библиотек в регионах, как вы сказали, шанс удержать читателя? Ведь даже для музеев это проблема, хотя у них-то возможностей для интерактива куда больше.
- Я придерживаюсь сдержанного оптимизма. Большинство библиотек уже переквалифицируются, организуя различные мероприятия у себя. Библиотека становится не просто местом, где сидят старушки и выдают обветшалые книжки. Надеюсь, мой проект тоже внесёт лепту в эту модернизацию.
- А проект «Традиционное русское ткачество» ещё действует?
- Грант был рассчитан на год, но я даже не планировала останавливать эту идею, поэтому продолжаю реализовывать уже самостоятельно. Я даже думаю совместить некоторые ткацкие элементы с книгами. Ещё одна идея, которой я загорелась и в которую готова вложить свою энергию, это проект ангарских ребят впервые провести у нас фестиваль средневековой Европы «Спритроу». К фестивалю сейчас подготавливаю ткацкие элементы одежды Средних веков, как российской, так и европейской. Фестиваль намечается на следующее лето. Должно быть круто.
Немец с голыми ушами
- По тому, с какой страстью вы рассказываете о тех проектах, в которых участвуете, напрашивается вопрос: когда вы заразились тягой к народным ремёслам?
- Что касается ремёсел, океан вдохновения я почерпнула в клубе «Радуга». Особенно много мне дала Любовь Анатольевна БРЕУС. Она вдохновила меня на этот путь, показала горизонты. А если копнуть ещё глубже, то одной из моих детских игрушек был… Угадайте что? Детский ручной ткацкий станочек! (смеётся) Это надо же было придумать такую игрушку для ребёнка! Я даже не помню, как я там ткала, но мама (Марина Алексеевна Ларченко, фельдшер школы №4) говорит, что чего-то там делала. Поэтому совет родителям: тщательно подходите к выбору игрушек для своих деток - это может повлиять на их будущее.
- Расскажите немного о вашем увлечении каучсёрфингом. С чего всё началось? Для наших читателей поясню: это бесплатный ночлег, который люди из разных уголков мира готовы предоставить туристам в обмен на общение и возможность узнать, чем живут в других странах.
- Началось ещё в 2011 году. Подруга советовала присмотреться к каучсёрфингу, так как вместе мы планировали поездку в Словакию. В итоге в Словакию так и не поехали, а вот немец Феликс благодаря этому ресурсу на недельку завис у меня дома. Причём неделька - это достаточно много для каучсёёрфинга, о чём я узнала позже. Но я абсолютно не пожалела, что так всё произошло. То, как его выцепляли из поезда в Иркутске, как голоухого немца одевали - искали ему меховую шапку, но без меха (Феликс против насилия над животными), как вечерами вязали (причём больше он учил меня), как ездили на Байкал и кормили голодных собак, а потом автостопом добирались домой… Для меня это было ярким калейдоскопом событий. После мы принимали рябят из Франции, США, Албании, Дании, Японии, Кореи. Особенно тяжело было американцам, которые приезжали в период обострения кризиса. Их все замучили вопросами, как и что, но мы сознательно держались вне политики.
- У вас есть страна «на карандаше», которую непременно посетите следующей?
- Международная обстановка не позволяет особо загадывать. Но не удивляйтесь, я очень хочу побывать, например, в Сирии. Как бы страшно там сейчас ни было, это красивейшая страна из сказки «Тысяча и одна ночь». Когда-нибудь обязательно там окажусь.
«То, как мы голоухого немца одевали - искали ему меховую шапку, но без меха (Филипп против насилия над животными), как вечерами вязали (причём больше он учил меня), как ездили на Байкал и кормили голодных собак, а потом автостопом добирались домой… Для меня это было ярким калейдоскопом событий».
Максим ГОРБАЧЁВ