Налоговая закручивает гайки? Возьмите гаечный ключ!

Ангарские Ведомости

«Благодаря тому что «Майер консалтинг» ведёт десятки компаний, работающих в разных сферах экономики, наши юристы ежедневно «поддерживают форму», разбирая претензии налоговой инспекции к нашим клиентам. Специалисту-одиночке такую богатую практику взять просто негде».


Государство стало всё чаще интересоваться хозяйственной деятельностью предпринимателей. Вызовы на комиссию, требования пояснений к налоговым декларациям и прочие формы внимания со стороны фискальных органов заставляют бизнесменов нервничать. «Налоговая инспекция стала работать лучше, это факт, - говорит глава юридической компании «Майер Консалтинг» Кирилл Майер, - значит, и компаниям нужно подтянуть налоговую дисциплину».
«Майер Консалтинг» - одна из немногих в Сибири юридических фирм, которые специализируются на налоговом консультировании. В конце августа представительство компании открылось в Ангарске.
- Кирилл Александрович, скажите, пожалуйста, насколько востребованы услуги налоговых юристов?
- Это сравнительно новое в российском юридическом бизнесе направление, и интерес к нему растёт пропорционально тому, как совершенствуется работа налоговой службы страны. За последние несколько лет инспекция совершила настоящую технологическую революцию, наладив электронный документооборот, связи с другими государственными службами и внедрив новейшие программы. А раз контроль стал более пристальным, то и вопросы к предпринимателям появляются чаще. При этом компания, относящаяся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, вряд ли может себе позволить держать в штате отдельного специалиста по налогам. Поэтому предприниматели всё чаще обращаются за помощью к налоговым юристам. Однако компаний, готовых предоставлять такие услуги, пока ещё не очень много. В Красноярске, откуда мы родом, их всего три, в Иркутской области пока нет ни одной.
- Чем вообще занимаются налоговые юристы?
- Любыми коммуникациями с налоговой инспекцией: ведём юридическое сопровождение выездных и камеральных проверок, консультируем о том, как правильно задекларировать налоги, отвечаем на претензии инспекции, ходим на комиссии и заслушивания – в общем, полностью снимаем с предпринимателя эту нагрузку, оставляя ему время и силы заниматься своим бизнесом, а не перепиской с фискальными органами. Если посмотреть на задачу налогового юриста глобально, то она заключается в том, чтобы не доводить разногласия с инспекцией до суда, а решить все вопросы в рабочем порядке.
- То есть спорить с налоговой инспекцией можно и нужно?
- Конечно. Да, качество программных продуктов, которыми пользуются её специалисты, очень высокое, но даже самая умная машина и самый высококвалифицированный инспектор не могут учесть всех нюансов. Порой претензии со стороны фискальных служб вызваны тем, что отчётные документы оформлены недостаточно грамотно или в них содержится неполная информация. А на предприятии просто нет специалиста нужной квалификации, чтобы вовремя и правильно отреагировать на запросы инспекторов. Как правило, миссия представительства в налоговых органах возлагается на главбуха, у которого и без того много обязанностей. И он просто физически не успевает следить за всеми новеллами в налоговом законодательстве - их может быть несколько сотен за год. Хороший специалист по налогам - это «универсальный солдат», который разбирается и в вопросах налогового законодательства, и в бухучёте, и в экономике, и в управлении финансами… Наши специалисты - такие вот «универсальные солдаты», это юристы очень высокой квалификации, бывшие сотрудники налоговых органов.
- А не проще предприятию взять такого специалиста в штат, не отдавая работу на аутсорсинг? Всё-таки налоги компании - сфера очень деликатная.
- Теоретически - конечно, можно, но на практике найти такого специалиста довольно непросто: это штучные кадры. Такой специалист стоит довольно дорого, держать его в штате могут себе позволить только очень крупные компании. И самое главное – юрист такой специализации должен постоянно развиваться: не только следить за изменениями в законодательстве и судебной практике, но и постоянно «тренироваться» во взаимодействии с налоговой инспекцией. Благодаря тому что «Майер консалтинг» ведёт десятки компаний, работающих в разных сферах экономики, наши юристы ежедневно «поддерживают форму», разбирая претензии налоговой инспекции к нашим клиентам. Специалисту-одиночке такую богатую практику взять просто негде. Поэтому предпринимателю выгоднее нанять нас.
- Правильно ли я понимаю, что с налогами - как с зубами: лучше регулярная профилактика, чем одномоментный «ремонт» всей челюсти?
- В идеальном мире - да, лучше своевременно оценить риски проведения налоговых проверок и максимально снизить их, не дожидаясь, когда налоговая сформулирует какие-либо вопросы или претензии. Но пока культура «налоговой профилактики» в России развита недостаточно, поэтому значительная часть предпринимателей обращаются к нам за помощью уже тогда, когда проблема налицо. Не секрет, что в этом случае и вознаграждение нашим юристам (мы называем это гонораром успеха) значительно выше и зависит от того, насколько нам удалось снизить сумму доначислений. Обычно после такого испытания предприниматели понимают, что лучше оформить абонентское обслуживание: пусть с налоговыми рисками работают те, кто может это делать лучше и системнее. А бизнес будет сосредоточен на развитии, а не на борьбе с препятствиями.
Диана Дёмина