Снежные сюрпризы и их последствия. Мэр Ангарского округа Сергей Петров о ситуации этой зимой: кто ответит и что с этим делать

Ангарские Ведомости

Рекорды этой снежной зимы потрясают. За всю историю наблюдений на Ангарск не сваливалось подобной беды. На селекторном совещании у полпреда президента в Сибирском федеральном округе Сергея МЕНЯЙЛО было отмечено, что в Иркутской области превышена двойная норма осадков за зиму. Нашему городу вообще не повезло: по официальным данным метеорологов, в Иркутске выпало на 23% осадков меньше, чем у нас.
Однако, хотя с таким количеством осадков мы никогда не сталкивались, для ангарчан погодные катаклизмы - не объяснение. Мол, подумаешь, снег выпал, экая невидаль, работать надо лучше! О том, почему подрядные организации не справились с уборкой и что ждёт нас в обозримом будущем, мы поговорили с руководителем Ангарского округа Сергеем Петровым.
- Сергей Анатольевич, получается, мы были не готовы к подобной ситуации? Чего нам не хватило, чтобы вовремя убирать снег в городе: техники, людей?
- Если бы не эта ситуация, мы бы никогда не узнали, что у наших подрядчиков недостаточно мощностей. В прошлую стандартную зиму, когда осадки уложились в норму, к ним претензий не было. Те же самые люди, та же самая техника нормально справлялись с уборкой. Ткните пальцем — в чём конкретно мы недоработали? Ситуация по Иркутской области у всех примерно одинаковая, и все, поверьте, работают в полную силу. В Ангарске все 60 единиц техники сегодня на дорогах. Всё, дополнительно взять технику негде. Сразу скажу: закладывать в бюджет ненормативные, нестандартные ситуации мы не можем и никогда не будем. Однако выводы уже сделаны. Система будет дорабатываться. И не всем это понравится.
Смотр уборочной техники, как в армии
- Вы говорите о подрядчиках?
- Конечно. Одно дело - выпало рекордное количество осадков. Другое - вовремя не убирались даже пешеходные переходы и остановочные пункты. А это недопустимо.
Мы уже применили к недобросовестным подрядчикам штрафные санкции, но на этом не остановимся, будем предпринимать следующие шаги. С одними подрядчиками договор расторгнем, перезаключим с другими, будем дробить лоты, проводить смотр техники.Знаете, как в армии: выезжает техника, демонстрирует возможности, выполняет задачи, получает оценку. То же самое здесь. Сейчас мы составляем перечень набора техники, которым обязан обладать каждый подрядчик. Вообще в целом требования к подрядным организациям, выходящим на аукционы, мы ужесточим. После этого отработаем систему аккредитации подрядчиков.
- Не получится ли, как с некоторыми ангарскими транспортными предприятиями, которые побежали в арбитражный суд после ужесточения требований по перевозке пассажиров?
- Не исключаю. Но через это нужно проходить, искать механизмы, пытаться переломить ситуацию вседозволенности, халатности. В каких условиях нам приходится проводить сегодня аукционы? На конкурс может выйти «хлопец с барсеткой», немыслимо снизить цену и выиграть конкурс. И по закону мы не можем его ни в чём ограничить! А он, может, и работать-то не собирается, надеется на бесснежную зиму. А когда просишь его показать технику, которой он собирается зимой снег убирать, достаёт какие-то, возможно, липовые договоры с другими организациями, у которых вроде как есть грейдеры, бобкэты, самосвалы, люди. Мол, какие проблемы? А потом зимой, когда ты его спрашиваешь, почему не убирается снег, этот же подрядчик начинает мямлить, что у него бобкэт сломался или нож у грейдера отвалился. Ушам своим не веришь, когда такое слышишь. Мы же хотим, чтобы подрядчик продемонстрировал нам технику, право собственности на неё, систему ГЛОНАСС, которая позволит мне лично из кабинета наблюдать, где какая техника работает, сколько единиц вышло на уборку и у какого подрядчика. А иначе как отдавать «барсеточнику» треть города и потом гадать, будет ли он снег убирать?
- Идут разговоры, что в Иркутске ситуация с уборкой дорог лучше из-за применения реагентов. Однако такой способ улучшить ситуацию имеет не только плюсы, оправдано ли их применение?
- Действительно, многие выступают против применения реагентов, мол, если надо, мы потерпим снег. Но как бы мы ни хотели, жизнь показывает, что без них не обойтись, так что будем солить дороги: реагент в 10 раз уменьшает объём снега. Конечно, не каждый день, но на такие аварийные случаи с обильными снегопадами придётся запастись.
Ягодки вслед  за цветочками
- Сергей Анатольевич, то, что сейчас происходит, это цветочки, ягодки будем собирать позже. Земля промёрзшая, впитывать влагу она не будет, ливневая канализация промёрзла. И это нормально - мы же в Сибири живём. И всё-таки настораживает, что после такой зимы Ангарск просто утонет.
- В наших климатических условиях бурное таяние снега практически лишено водоотведения. Дороги станут тем корытом, по которому и побежит талая вода, а на дне этого корыта - асфальт. Что с ним будет, когда вода по нему пойдёт, а ночью замёрзнет, нетрудно догадаться.
- Талая вода побежит по асфальту, который ночью промёрзнет и, я так понимаю, может не выдержать этого испытания? Заново придётся дороги ремонтировать?
- Новые дороги, которые мы отремонтировали за последние три года, я уверен, выдержат испытание. А вот старые придут в ещё более ужасное состояние, их просто разорвёт кусками. Объёмы ямочного ремонта будут огромными.
- А вывезти из города снег подрядчики не успеют?
- С дорог мы предполагаем вывезти снег до 1 марта. Надеемся, что больше таких обильных снегопадов не будет. Однако дороги составляют менее половины процента территории города. Сравните: 1,3 миллиона квадратных метров — это дороги и тротуары, а вся площадь Ангарска составляет 294 миллиона квадратных метров. С территории дворов, к примеру, снег не вывозят и не будут вывозить. В тарифе просто не заложена эта услуга. Управляющие компании не могут вывозить снег, потому что жители никогда не согласятся оплачивать это удовольствие, ведь оно не из дешёвых.
- Что ж, разговор у нас с вами получился объективным и по существу. Думается, к каждому событию, природному явлению нужно подходить трезво. И пусть где-то разговор вышел не особо радужным, хотелось бы сказать нашим читателям, что это реальная картина нынешней зимы. Знаете, как после землетрясения, которое уже состоялось: что-то уцелело, что-то — нет. И никто не в состоянии был его предотвратить. А вам, Сергей Анатольевич, спасибо за откровенность.
Беседовала Лилия МАТОНИНА