Сирота ангарская: поможем Илье КОНЯКИНУ встать на ноги!

Ангарские Ведомости

В молодёжной среде говорят: «Лучший внедорожник - это родители. Из любой беды вывезут». Илье Конякину помощи от родителей ждать не приходится - он сирота. Жизнь так обернулась, что к 18 годам остался парень без крыши над головой и средств к существованию. Довелось ему быть битым и обманутым. Но мир не без добрых людей. Спящего на скамейке Илью заметила Екатерина ГОРБАЧ, временно приютила в своей семье.

Мой дом - детдом

О матери Илья мало что знает, об отце - вовсе ничего. Жили в Шелехове. Когда мальчишке было три года, к ним пришли чужие люди и забрали его в приют. С тех пор мать-кукушка судьбой сына не интересовалась. Парнишку передавали из одного социального учреждения в другое: приют - детский дом - школа-интернат №1 в микрорайоне Северном. С четвёртого класса он живёт в Ангарске и не знает места лучше, чем наш город.

После окончания девятого класса ребят из интерната распределяли по профессиональным учебным заведениям. Родители бы прислушались к мнению ребёнка, кем он хочет стать, какое учебное заведение предпочитает, а сироту по разнарядке определили учиться на столяра в Тулунский аграрный техникум. Он не хотел уезжать в незнакомое место, уговаривал комиссию оставить его в Ангарске, но то ли обстоятельства так сложились, то ли к мнению парня прислушаться не захотели, однако Илье Конякину пришлось поехать в Тулун.

- Мне пообещали, что через год переведут в Ангарск, - утверждает бывший воспитанник интерната.

Отчислен за неуспеваемость

Мы позвонили в Тулун. В аграрном техникуме подтвердили, что Илья их бывший студент. На первом курсе проблем с парнем не было. Учился неплохо, обходилось без серьёзных нарушений дисциплины. А на втором курсе его как подменили. Перестал посещать занятия, отлучался на несколько дней или спал в общежитии. На все вопросы отвечал: «Не хочу учиться», не предпринимал усилий, чтобы сдать зачёты, хотя преподаватели, учитывая, что он сирота, шли ему навстречу.

- Я в Ангарск сбегал, у меня здесь друзья, - пояснил Илья.

При зачислении в государственный вуз, техникум или колледж закон гарантирует сиротам бесплатное питание и проживание в общежитии, получение одежды и обуви, других предметов, предназначенных для бытовых нужд, а также регулярные денежные выплаты: ежемесячную социальную (повышенную) стипендию, ежегодное разовое пособие в размере трёх стипендий на покупку принадлежностей и литературы, необходимых для учёбы, 100% заработанных денег во время практики на производстве.

Получается, что студент пользовался благами, предоставляемыми ему за государственный счёт, а учиться не хотел!

В техникуме студента Конякина предупреждали, что отчислят, но положительных шагов с его стороны не последовало. В итоге, как только парню исполнилось 18 лет, его пригласили в кабинет к директору, ознакомили с приказом об отчислении за неуспеваемость, систематические пропуски занятий и выдали на руки документы. Свободен! Вот бог - а вот порог!

Неприятно царапнуло то, что в образовательном учреждении даже не спросили, в какую трудную жизненную ситуацию попал Илья, чем они могут помочь.

Сейчас Илья сожалеет о случившемся:

- Два месяца до окончания учёбы оставалось. Я уже дипломную работу писать начал.

Получив профессию, осиротевший или лишившийся родительской опеки молодой человек вправе рассчитывать на обязательное трудоустройство. Бюджетные образовательные организации стараются обеспечить работой своих выпускников, относящихся к социально незащищённым категориям. Даже если возникнут трудности в получении работы по специальности, молодой человек со своим дипломом может обратиться в Центр занятости населения, где ему обязаны оказать содействие в трудоустройстве или организовать переподготовку по другой, более востребованной специальности. При этом дополнительное обучение должно осуществляться за счёт ресурсов государства.

Конякин не первый и не последний, кого отчислили из техникума. Но у «домашних» ребят есть родители, которые отругают, но без крыши над головой не оставят, на путь истинный наставят, а куда пойти сироте? Пошёл Илья в люди.

Вместо зарплаты - тумаки

Люди, первыми встретившиеся ему на пути, оказались злыми. Три дня держали парня в подвале, регулярно избивали, требуя снять со сберкнижки все его сиротские накопления. Илья держался:

- Когда поняли, что не отдам, отпустили.

Он добрался из Тулуна до Ангарска, первое время жил в социальной гостинице. Деньги со счёта быстро уходили, пока окончательно не растворились, как кусок сахара в горячем чае. Из хостела пришлось уйти. Чтобы заработать на еду, перебивался случайными заработками. Бывало, что вместо платы за труд получал тумаки. На оптовой базе, где он весь день разгружал мешки с мукой и сахаром, после работы избили и вместо денег кинули пачку сигарет.

Мир не без добрых людей.

Однажды спящего во дворе на скамейке паренька заметила Екатерина Горбач.

- Стало жалко мальчишку. У меня сын примерно такого же возраста. Мы Илью в дом приняли, выслушали. Парень он неплохой, спортом занимается. Не поможем ему сейчас - судьба будет сломана. Что ему в жизни останется? Криминал и нищета. На таких, как он, отыгрываются. Придётся ему по жизни расплачиваться за чужие грехи, - говорит Екатерина Николаевна. - А поможем - будет возможность учиться, работать, глядишь, наладится всё. Илья уже понял, в чём его ошибки.

- Мне надо учиться, чтобы получить документ об образовании, где-то жить во время учёбы. Я бы хотел завершить обучение по профессии столяра. Мне нравится работать с деревом, самому изготавливать рамы, двери.

Но в Ангарском техникуме строительных технологий и техникуме рекламы и промышленных технологий, куда обратился Илья, в приёме ему отказали ввиду отсутствия мест.

- Я в администрацию города никогда не обращалась, а тут решила зайти. Встретилась с заместителем мэра Мариной САСИНОЙ и начальником отдела по связям с общественность Татьяной ШЕРСТНЁВОЙ, объяснила им ситуацию, и дело сдвинулось. Покорили их отзывчивость, неравнодушие. Оказывается, законы у нас работают. У Ильи появились перспективы.

Сейчас парня временно устроили на жительство в одно из социальных учреждений. В Центре занятости населения ему предложили надёжное место работы. Сейчас он проходит медкомиссию. Решается вопрос о продолжении образования. Органы опеки наводят справки о квартире в Шелехове, где мальчишка проживал до того, как его поместили в приют, и постановке в очередь на жилье.

Период взросления и выход в самостоятельную жизнь для Ильи оказались сложными. Он все ещё нуждается в поддержке. Сейчас парню даже не во что переодеться. Если у вас есть возможность помочь, одежду 48-го размера, обувь 42-го размера можно принести в редакцию газеты по адресу: 76 квартал, дом 1. Мы передадим вещи Илье.

Ирина БРИТОВА