История одной фотографии

От преступления до наказания
Сразу после присвоения в мае 1951 года Ангарску статуса города, в октябре того же года был создан Ангарский городской отдел милиции со штатной численностью 80 единиц. Расположился он в доме 9 квартала 51, возглавил его майор милиции Сергей Парфентьевич СИНИЦЫН, переведённый на эту должность из Усть-Орды.
Работы предстояло много - за колючей проволокой находился спецконтингент, в городе было множество переселенцев со всех концов страны. Далеко не все они были законопослушными.
Илья КУЗНЕЦОВ, заместитель начальник по политчасти, вспоминал, как Сергей Парфентьевич показал ему на стоявшие в углу два куля с заявлениями о преступлениях и сказал, что в течение недели нужно оформить на работу почти 50 сотрудников, направленных в Ангарск из других городов.
Свободных квартир не было, поэтому прибывающие сотрудники жили по 5-6 человек прямо в кабинетах, где даже отопления ещё не было. Здесь же готовили еду, сушили обувь и одежду, спали на столах. Расселяли их две недели, давая право самим выбрать себе квартиру.
На работу сотрудники милиции приходили к десяти утра. Работы было так много, что уйти на обед могли и в пять часов вечера, а домой - уже за полночь. В дни оперативных совещаний приходилось задерживаться дольше, ведь они порой затягивались до четырёх-пяти часов утра.
Надёжными помощниками милиционеров были служебные собаки. В своих воспоминаниях Илья Кузнецов рассказывает один случай:
«Осенней ночью 1951 года в Майске увели корову. Была метель, да ещё и преступники попались с выдумкой - обмотали копыта тряпками. Отыскать её казалось гиблым делом, но служебный пёс Абрек со своим хозяином лейтенантом милиции Алексеем СПИЦЫНЫМ взялись за работу. Служебная собака не сбиваясь повела через многочисленные дороги, по которым с утра уже прошло немало машин. Абрек привёл милиционера в посёлок Китой и ударил лапами в двери одного из домов. Там и оказался преступник, который успел разделать корову и даже замести следы. Увидеть на своём пороге сотрудника милиции с собакой он уж никак не ожидал».
Упоминает Кузнецов и ещё об одном факте: как-то за одну ночь кинолог Спицын со своей собакой раскрыл сразу три преступления. При этом Алексей Константинович отморозил руки, так как бежал за собакой без рукавиц.
В 1953 году в Ангарске работало уже четыре отделения милиции, которые располагались в Цемпосёлке, 4-м посёлке, на улице Чайковского и в Юго-Западном районе.
В это же год умер СТАЛИН и последовала знаменитая амнистия. Вот как о ней вспоминает Илья Кузнецов:
«Освобождение по амнистии длилось с мая по октябрь 1953 года, ежедневно на свободу выходили сотни заключённых, а всего их было освобождено 74 тысячи».
Сотрудники милиции сбивались с ног, оформляя и выдавая паспорта, восстанавливая родовые фамилии, ведь среди преступников оказалось много тех, кто каждый раз при задержании называл себя другой фамилией. У некоторых их набиралось по 8-10, порой даже забывалась самая первая, настоящая. Всем помогли восстановить документы.
Кроме того, паспортисты проводили работу по розыску потерявшихся во время войны родственников. Лидия КАВУН, сотрудница паспортного отделения, два года по обращению матери искала её сына Толю, который потерялся в 1944 году во время бомбёжки. Мальчику было всего четыре года. Ребёнка нашли в Днепропетровске. Да не одного, а вместе с братом! Счастью матери не было предела. Кстати, всего за период работы в милиции Лидия Кавун разыскала 52 человека!
Все годы милиция Ангарска вела ожесточённую борьбу с пьянством. В 1953 году в городе был открыт медвытрезвитель. Илья Кузнецов отмечает:
«Создавалось впечатление, что чем больше милиция подбирала и помещала пьяных в вытрезвитель, тем быстрее и больше людей свыкались с этим и потому не особенно переживали по поводу помещения их в это заведение. Словом, быстро привыкали к этой мере наказания».
Выход из этой ситуации был найден необычный - на помощь призвали общественное мнение. Милиция регулярно оформляла фотовитрины, на которых помещались фотографии людей, задержанных и помещённых в вытрезвитель. Они стояли в многолюдных местах: у магазинов, клубов и кинотеатров. И подействовало! Слишком большим оказался страх оказаться на всеобщем обозрении с клеймом пьяницы.
Большую помощь сотрудниками милиции оказывали бригады содействия, состоявшие из гражданских лиц. Благодаря им повышался уровень раскрываемости преступлений. Имея нарукавную повязку дружинника, они могли бесплатно посещать кино и танцы.
Ирина МОРОЗОВА