АНГАРСКИЙ БИЗНЕС БЕЗ ПРИКРАС
Руководители предприятий рассказали мэру Сергею Петрову о своих перспективах
Заранее о визите мэра округа Сергея ПЕТРОВА руководителей предприятий никто не предупреждал, а значит, и возможности создать красивую картинку, чтобы показать своё производство в выгодном свете не было никакой. Обычный трудовой день с вечными предпринимательскими думами о желаемом развитии, кадрах и финансах. Три разных предприятия, а проблемы, как выяснилось, одинаковые.
«Мы держимся благодаря заработанной репутации»
ЗАО «Тайга-ПРОДУКТ» на рынке уже 17 лет. Оборудование, на котором производят таблетки, капсулы, чаи и бальзамы на травах, - уникальное.
Такого нет на территории от Владивостока до Новосибирска. «В основу нашей продукции легли разработки сотрудников Иркутского медуниверситета. В год выпускается около полутора миллионов упаковок продукции. Больше ста наименований», - рассказывает директор компании Александр ПОНОМАРЁВ.
Продукция нравится не только ангарчанам и жителям Сибирского федерального округа, но и зарубежным ценителям. Перспективным направлением сбыта стал Китай.
На Ангарск приходится около 8 процентов выпускаемой фитопродукции. Хотелось бы больше, но не все крупные сетевые магазины пока желают видеть на своих полках фиточаи или бальзамы «ТайгаПРОДУКТ». Сказать, что компания нашла своего потребителя и развиваться дальше не стремится, было бы неправильно. Не хватает кадров, не всегда достаточно финансовых вливаний, но, несмотря на это, руководитель настроен очень оптимистично. Живущий своим бизнесом Александр Пономарёв с упоением рассказывает о том, как собирается сырьё, водит гостей по цехам и предлагает продегустировать травяной чай и общеукрепляющий бальзам. На вопрос о том, коснулся ли кризис его бизнеса, не без гордости отвечает, что удержаться на плаву удаётся во многом благодаря доверию потребителя, которое заслужили за 17 лет работы. «Хотелось бы, чтобы торговые сети брали на реализацию продукцию местных товаропроизводителей без каких-либо дополнительных условий», – подчеркнул Александр Пономарёв. В решении этого вопроса руководитель предприятия рассчитывает получить поддержку мэра.
«В Ангарск приехал, чтобы построить бизнес»
Сергей ГОЛУБЦОВ, руководитель компании «Новасиб», приехал в Ангарск из Уссурийска. Площадку для создания бизнеса выбрал не случайно. Доводами «за» стали логистическое удобство, недорогие энергоресурсы и «приятная» арендная ставка для производственных помещений. «Новасиб» занимается сборкой бытовой техники. «Мы производим стиральные машины 6-ти моделей. Самые низкие цены у нас», - рекламирует свой товар Сергей Голубцов, а заодно и рассказывает мэру о непростых буднях ангарского предпринимателя. Шумный производственный цех находится на территории «Ангарского технопарка». Помещение давно требует ремонта, - отмечает мэр округа Сергей Петров, а директор компании объясняет, что, как только сможет позволить себе выкупить строение, сразу приведёт его в порядок. Чтобы стать собственником производственной площадки, нужно копить деньги, потому что банки только на словах предлагают выгодные условия. А без финансовых вливаний нет возможности купить помещение, открыть новое производство, расширить линейку продукции и создать новые рабочие места. Мэр округа Сергей Петров предложил «Новасибу» в качестве альтернативного варианта рассмотреть возможность сотрудничества с компанией-инвестором. С конвейера «Новасиба» ежегодно выходит более 60 тысяч единиц техники. Вся она раскупается. «Можно сказать, что кризис нам помог. Раньше подобная продукция шла из Китая. После того, как рубль подешевел, возить заграничный товар стало невыгодно», -продолжает рассказ руководитель предприятия. Подобный завод есть в Краснодаре. Рынок страны поделили на две части.
Поставки на Дальний Восток и в Сибирь - задача ангарской компании, а запад страны обеспечивает недорогой техникой краснодарский завод.
«Люди верят, что завтра будет ещё лучше»
Фабрика мороженого «Ангария» первую продукцию выпустила ещё в 1958 году. С тех пор ангарчане влюблены в своё мороженое. К слову, в округе его съедают больше, чем в двухмиллионном Новосибирске. Секрет ангарского мороженого в том, что его делают только из натуральных компонентов. Директор Юрий ФЕДОНОВ сам отслеживает качество продукции и даже пробует наполнители перед тем, как запустить новую линию. Шутит, что его день иногда начинается со сладкого утра.
На фабрике пахнет шоколадом и выпечкой. Хрустящие стаканчики с лакомством огромная машина заворачивает в шуршащую упаковку. Новая история «Ангарии» началась три года назад, со сменой вектора развития территории и появлением благоприятного инвестиционного климата.
Мороженое выпускается только на современных производственных линиях и исключительно под собственной маркой. Несколько лет назад по договору ангарский пломбир продавали под другим известным брендом, сейчас же «Ангария» стала не менее популярной, чем та самая раскрученная марка, с которой когда-то сотрудничали. Продажи ежегодно растут на 40-50 процентов. «Сложно найти предприятие с такой динамикой», - замечает мэр Ангарского городского округа Сергей Петров, а руководитель тем временем водит гостей по цехам, рассказывает про приобретённую для изготовления глазури установку и угощает мэра и журналистов шоколадом, который готовят для эскимо. «Здесь всё меняется. А когда меняется, у сотрудников есть вера в то, что завтра будет ещё лучше», - говорит Юрий Федонов, рассуждая о людях, работающих на фабрике.
Без инвестиций развиваться сложно, но можно Три предприятия - три разных сферы бизнеса, но их объединяет одно: проблема с кадрами и вопросы финансов. Чем больше вложишь, тем больше получишь - истина, при условии грамотного ведения бизнеса, работающая безотказно. «Я уважаю всех руководителей предприятий, которые мы посетили. Ценю их усилия, направленные на поддержание бизнеса на должном уровне. Мы видим, какими темпами идёт развитие, когда ресурсов инвестиционных достаточно и когда не хватает оборотных средств. Предприниматели говорят о том, что кредитных ресурсов недостаточно - их взять либо очень сложно, либо они настолько дороги, что невозможно с ними работать. Вот это, наверное, основная проблема для бизнеса. Там, где стало возможно получение недорогих кредитов, мы видим передовое, успешное предприятие», - резюмирует мэр. Но есть всё же проблемы, которые можно решить в процессе переговоров -например, попытаться сделать так, чтобы на прилавках крупных супермаркетов без всяких «входных» от производителя лежала продукция местных компаний. Или найти того, кто вложит в новый проект пока ещё небольшого ангарского предприятия серьёзные деньги и даст ему возможность вырасти в крупное высокотехнологичное производство.
Работа есть, желающих трудиться мало
О недостатке кадров как одной из основных проблем мэру АГО Сергею Петрову говорили руководители всех трёх предприятий. Например, «Новасибу» требуются люди для работы на конвейере. Специального образования не требуется, здесь всему научат. Зарплата стабильная, полный соцпакет, одно «но» - придётся работать. Видимо, этот факт и останавливает потенциальных соискателей. «Приходите, работайте! Бесполезно. Работы нет - плохо. Работу даешь - работать не хочется», - говорит руководитель предприятия Сергей Голубцов.
Свободные вакансии есть в ЗАО «Тайга-ПРОДУКТ». Хоть сейчас «Ангария» на работу возьмёт менеджера или специалиста по ремонту оборудования. Не идут. Не хотят. «Мы даём объявления, ищем, предлагаем, но кадров так и не хватает», - делится проблемой директор фабрики Юрий Федонов. Вывод один: кто хочет работать - место найдёт. В Ангарске самый низкий уровень безработицы в регионе - 0,2 процента. На 460 безработных, официально зарегистрированных в центре занятости, приходится больше тысячи вакансий.
Наталья СИМБИРЦЕВА