О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ В 2016 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В 2017 ГОДУ

Уважаемые жители Ангарского городского округа, гости, дорогие ветераны, почётные граждане, коллеги!
В 2016 году деятельность администрации традиционно была направлена на развитие единой территории Ангарского городского округа, создание безопасной и комфортной среды, обслуживание и модернизацию систем жизнеобеспечения муниципалитета. Администрация и депутатский корпус округа приложили большие усилия к тому, чтобы сохранить экономический потенциал и улучшить имеющиеся позиции территории. Также в приоритете стояли благоустройство и социальная сфера, которая, по нашему глубокому убеждению, должна всецело соответствовать запросам общества, опираться на многолетний опыт и традиции и в то же время идти в ногу со временем, использовать энергию молодых специалистов.
В сравнении с ситуацией предыдущих лет значительные изменения в округе происходят в сфере содержания и развития улично-дорожной сети. Это выражается в объёмах финансирования строительства и реконструкции дорожного полотна большими картами, значительном уменьшении себестоимости и повышении качества проводимых работ. Немаловажно, что все решения, связанные с ремонтом муниципальных дорог, принимались и принимаются с учётом общественного мнения - открыто и подконтрольно жителям. Стоит сказать, что перечисленные задачи мы решали в довольно непростых условиях реального спада экономического сектора. С объективными трудностями столкнулась вся страна, негативные процессы затронули промышленные предприятия - наших крупных налогоплательщиков и партнёров. Основные социально-экономические показатели развития территории выглядят следующим образом. Выручка от реализации продукции, работ и услуг на 7,7% меньше по сравнению с 2015 годом. Поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет сократились на 11,5%.
В 2016 году произошло снижение объема отгруженных товаров собственного производства по основным индикативным отраслям: в обрабатывающем производстве - на 22%, в строительстве - на 5,6%.
Объём инвестиций в основной капитал снизился почти в два раза.
Ввод в действие жилых домов увеличился более чем в два раза. Это следствие завершения проектов, которые стартовали ещё в докризисный период.
В 2016 году снизился уровень безработицы - с 0,7 до 0,5%, но при этом среднесписочная численность работающих уменьшилась на 5% и сегодня составляет 73,4 тыс. человек.
Уровень заработной платы увеличился на 4,9%. Рост по зарплате дают обрабатывающие производства, предприятия транспорта и связи, сельского хозяйства. Таковы реалии, которые объективно затрудняют решение поставленных задач, но мы трезво смотрим на вещи. Объективно оцениваем наши возможности, находим пути решения проблемных вопросов, которые ставят перед властью жители территории. Из позитивного: рост выручки на 6,3% получен от деятельности субъектов малого бизнеса. К уровню 2015 года почти на 8% увеличились объемы производства сельхозпродукции - на общую сумму 3,4 млрд руб. Высокие показатели в этой сфере говорят о правильных приоритетах и инструментах муниципальной политики в части поддержки сельхозтоваропроизводителей. В условиях санкций наша, казалось бы, неаграрная территория показала способность обеспечивать продовольственную безопасность, снабжая жителей округа доступными продуктами питания собственного производства.
Уважаемые коллеги! Эффективность работы власти зависит от консолидации с гражданским обществом. Выражаю признательность активным жителям территории, особенно старшему поколению, за конструктивную критику, деятельное участие в жизни округа.
Неравнодушие ангарчан, мегетчан, савватеевцев, одинцев даёт основной импульс к нашей повседневной работе на благо объединённого городского округа. Что же касается имеющихся трудностей, то у нас есть чёткое понимание их причин, видение способов разрешения ситуации. Итак, подведём основные итоги деятельности администрации в 2016 году и обозначим приоритетные векторы развития на 2017 год.
Прежде всего, отмечу высокое качество формирования муниципального бюджета.
Эффективность работы с главным финансовым документом - очень серьезный показатель деятельности местной власти. Решение любой задачи, которую ставит перед нами на-
селение, зависит от количества средств, умения пользоваться имеющимися ресурсами и привлекать дополнительные. Профильные структуры администрации неизменно демонстрируют высокую финансовую дисциплину. Напомню, в 2015 году Ангарский городской округ поднялся с 21-го на первое место в рейтинге муниципальных образований Иркутской области по качеству управления бюджетным процессом. В результате муниципалитет получил из региональной казны премию в размере 24 млн руб. В 2016 году эта субсидия была направлена на развитие территории. Итоги данного рейтинга - важный имиджевый критерий, который формирует уровень доверия к территории, повышает её инвестиционную привлекательность, гарантирует участие в региональных и федеральных программах. В 2016 году из бюджетов других уровней на территорию округа были привлечены дополнительные средства в сумме 256 млн руб. Кроме того, расходы были увеличены на 427 млн руб. за счёт остатков прошлого года и иных дополнительных источников. Эти средства пошли на строительство спортивных и образовательных объектов, благоустройство и ремонт дорог. При верстке трёхлетнего бюджета на 2017-2019 годы был применён принципиально новый подход к составлению главного финансового документа. Администрация совместно с депутатами рассматривала программы со всеми целевыми показателями и планами, например, с адресами дорог и объектов капитального строительства. Затем бюджет формиро-
вался как механизм для достижения конкретных результатов. При этом и администрация, и народные избранники руководствовались приоритетами, которые расставляли жители городского округа. Это совершенно другой уровень работы. Не просто латание дыр, а уверенный шаг вперёд! Мы объективно оцениваем свои возможности. Используя имеющийся потенциал, ресурсы и эффективно управляя бюджетным процессом, реально справиться с поставленными задачами, которые годами звучали, но не решались. Сумма расходов муниципального бюджета текущего года прогнозировалась изначально на уровне 4,6 млрд руб. Динамика привлечения дополнительных средств такова, что уже сегодня расходы бюджета оцениваются в 5,3 млрд руб. Это важный индикатор качества управления бюджетным процессом. Всего на территории округа действует 14 муниципальных программ, при этом доля средств бюджета на социальную сферу будет увеличиваться с каждым годом!
Одним из главных приоритетов в нашей работе было и остаётся обеспечение доступности образования, начиная с дошкольного. В конце 2016 года в 32 микрорайоне открылся новый детский сад на 220 мест. Этот проект нам удалось реализовать при софинансировании из областного бюджета, стоимость строительства составляла 164 млн руб.
Уже в этом году мы рассматриваем возможность возвращения в распоряжение муниципалитета здания детского сада в 55 квартале, с тем чтобы привести его в надлежащее состояние и вновь открыть дошкольное учреждение на 100 мест.
Подготовлена проектно-сметная документация для начала строительства детского сада на 260 мест в 17 микрорайоне. С 2015 года Ангарский городской округ входит в число благополучных территорий региона, где местами в дошкольных учреждениях обеспечены все дети возрастной категории от 2 до 7 лет.
Появятся в округе и современные школы.
В декабре прошлого года начались работы по завершению долгостроя с 30-летней историей - школы в 7а микрорайоне. Общая стоимость проекта - 902 млн руб. На 2017 год запланировано финансирование в объеме 172 млн, из них 100 млн руб. - средства областного бюджета.

Появилась реальная перспектива того, что 1 сентября 2019 года дети пойдут в новую школу. Отмечу: это будет уникальное учебное заведение, поскольку нам удалось отстоять данный проект без секвестирования. Здесь предусмотрены два спортивных зала и бассейн, клубный блок. Школа в 7а микрорайоне, безусловно, может стать лучшим образовательным учреждением Иркутской области по своему формату, настоящим Дворцом образования.
Не менее долгожданный объект - школа в микрорайоне Китой. В 2016 году нами завершено оформление проектносметной документации на строительство, получены положительные заключения госэкспертиз. Проект включён в реестр Министерства строительства Российской Федерации. В текущем году начинаем подготовительные работы - на эти цели из областного и местного бюджетов выделено 50 млн руб. Получит вторую жизнь здание бывшего училища №8 на улице Ленина. В результате длительного диалога с правительством региона этот объект был передан из областной в муниципальную собственность. После ремонта в здании разместятся дополнительные школьные помещения. Сфера образования - это то, чем по праву гордится Ангарский городской округ. В 2016 году наши педагоги успешно защищали честь территории на областных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства. А их воспитанники традиционно входили в число призёров олимпиад. В прошлом году муниципальные образовательные учреждения названы лидерами национальных рейтингов: - школы №9 и №15 - победители Всероссийского конкурса «100 лучших школ России»; - ангарский лицей №2 и школа №10 вошли в ТОП-500 лучших школ России-2016; - детский сад №57 победил во Всероссийском конкурсе «Лучшие модели взаимодействия с родителями»; - гимназия №1 стала лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательные организации XXI века. Лига лидеров».
Не надо забывать, что коллективы школ и детских садов - это не только педагоги, но и младший персонал, без которого наши успехи в сфере образования были бы невозможны. К сожалению, сложившаяся система оплаты труда, определённая федеральными стандартами, не позволяет достойно вознаграждать труд специалистов некоторых категорий.
Чтобы не допустить текучести кадров, администрация и депутатский корпус Ангарского городского округа приняли решение о финансовой поддержке младшего персонала. В 2017 году в местном бюджете на эту меру поддержки заложено 70 млн руб. Более трёх тысяч низкооплачиваемых работников бюджетной сферы дополнительно получают от 1 100 до 3 000 руб. ежемесячно. Это не только специалисты системы образования, но и учреждений культуры, спортивных школ.

Ангарск является одним из крупнейших спортивных центров Иркутской области.
По количеству объектов он уступает только столице региона. Показательно, что из 9 областных школ олимпийского резерва 4 находятся в нашем городе, 2 из них неизменно лидируют во Всероссийском конкурсе «Школы года - 2016».
Мы первыми в области построили ледовый Дворец, у нас расположен уникальный лыжно-биатлонный комплекс. Ангарск привлекает болельщиков и любителей спорта из ближайших городов яркими спортивными мероприятиями и шоу. Мы гордимся своей хоккейной командой. «Ермак» был назван самым посещаемым клубом Высшей хоккейной лиги по итогам прошедшего игрового сезона.
Инвестиционная привлекательность территории, комфортная городская среда во многом зависят от возможности граждан всех возрастов и социальных групп заниматься физической культурой. Развитая спортивная инфраструктура территории и сильнейший тренерский состав не только обеспечивают победы ангарских атлетов и команд на соревнованиях, но и помогают развивать массовый спорт. Это наша приоритетная задача. Что для этого было сделано в 2016 году? На придомовых спортивных площадках и хоккейных кортах организована работа 14 инструкторов. В текущем году количество специалистов, ведущих физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства, увеличится до 34. Работа 10 из них будет финансироваться в рамках реализации социальной программы топливной компании «ТВЭЛ». Также при взаимодействии с корпорацией на территории округа установлено 39 комплексов для занятий воркаутом. Все площадки были согласованы с жителями города и внегородских территорий. В Савватеевке открыт современный хоккейный корт. Отмечу, что искусственное покрытие на нём той же немецкой фирмы «BAMARD», что и на городском стадионе «Ангара». Стоимость выполненных работ - 8,3 млн руб. Таким образом, нами решена серьёзная задача по созданию комфортных условий для занятий спортом и укрепления здоровья на селе. Также в этом году будут построены хоккейный корт в Одинске и ещё один, в крытом исполнении, - в Мегете. Одним из основных направлений было и остаётся обеспечение доступа граждан с ограниченными физическими возможностями к занятиям физкультурой и спортом. Ангарчане занимают призовые места в региональных и всероссийских соревнованиях по дартсу и пауэрлифтингу даже в споре со здоровыми спортсменами. Теперь о дополнительных мерах поддержки социально незащищённых категорий граждан.
Ангарский городской округ -один из немногих муниципалитетов Иркутской области, где, кроме региональных и федеральных мер социальной поддержки, гражданам оказывается помощь за счёт местного бюджета. Так, в 2016 году дополнительную поддержку на сумму 55 млн руб. из местного бюджета получили 12 тыс. жителей. Эти меры сохранены и в текущем году.
Особая гордость нашего округа - ангарский материнский капитал. Семьям, имеющим ипотечный или жилищный кредит, в которых родился третий и последующий ребёнок, выплачивается по 100 тыс. руб. В прошлом году материнским капиталом воспользовались 80 семей.
Отдельная тема - льготный проезд в общественном транспорте.
За 2016 год порядка 10 тыс. жителей округа получили эту меру дополнительной социальной поддержки. В их числе школьники, дети из многодетных семей, инвалиды. Пенсионерам, не имеющим льгот по федеральному и областному законодательству, муниципалитет полностью возмещает проезд по садоводческим маршрутам в период с 1 мая по 30 сентября. Кроме того, уже четвёртый год за счёт средств местного бюджета мы финансируем содержание единственной в области социальной транспортной службы, которая оказывает услуги по перевозке инвалидов. Дорожное строительство является обязательным условием стратегического развития.
В собственности Ангарского городского округа находится 636 км муниципальных автомобильных дорог общего пользования. 40% из них требуют комплексного ремонта. К системному подходу в развитии дорожной сети территория вернулась в 2015 году. В отчетный период мы направили на ремонт и содержание дорог округа беспрецедентную сумму - 334 млн руб.
Ещё никогда в Ангарске ремонт дорог не начинался так рано: техника вышла на улицы города в третьей декаде марта.
Это стало возможным благодаря оперативному запуску Ангарского асфальтового завода -муниципального предприятия, которое позволяет нам сегодня обеспечивать качество и низкую себестоимость материала для строительства и ремонта дорог.
За счёт грамотного и непредвзятого проведения торгов, не выбиваясь из объёма выделенных средств, мы смогли произвести капитальный ремонт дорожного покрытия по 35 проблемным участкам на площади 175 тыс. кв. м. Это составляет 8% от общей площади дорожной сети округа. В 2017 году работами будут охвачены 212 тыс. кв. м, или 11% дорог.
Ремонт включает обеспечение необходимых мер безопасности дорожного движения, восстановление колодцев и замену бордюрного камня. Чтобы разгрузить транспортные потоки, в 2016 году была продолжена работа по расширению проезжей части на особо напряжённых перекрёстках. В прошлом году к аварийному ремонту дорог активно подключились жители округа - в администрации начала работу горячая линия, на которую поступило 482 обращения. Система работала в тестовом режиме, однако показала свою эффективность. Благодарю неравнодушных горожан за участие в работе по наведению порядка на дорогах общего пользования. В этот же период мы завершили капитальный ремонт Старого Московского тракта и моста через Еловку. Впервые налажено автобусное сообщение через деревню Зуй до посёлка Мегет и обратно в Ангарск по Старому Московскому тракту. В результате владельцы дач девяти садоводств, жители Совхозной и Суховской получили возможность комфортно добираться до своих участков и домов. Также в 2016 году был выполнен ремонт автомобильных дорог местного значения к трём садоводствам. Общая сумма затраченных средств составила 23 млн руб. В текущем сезоне будет проведён ремонт подъездных путей к садоводствам на сумму более 60 млн руб., что в три раза больше, чем в прошлом году. Ещё одна важная задача, комплексное решение которой началось в прошлом году, - ремонт внутриквартальных проездов.
Долгие годы этот вопрос не решался. Суть проблемы в том, что собственниками проездов, как правило, являются жильцы многоквартирных домов, которым сложно содержать придомовые территории за счёт собственных средств. Учитывая это, администрация приняла принципиальное решение и нашла законный способ направлять бюджетные средства на аварийный ремонт дворовых территорий. В 2016 году были отремонтированы проблемные участки, состояние которых мешало полноценной работе экстренных служб. Могу заверить: в текущем году данный вопрос будет решён полностью. В принятом Думой округа трёхлетнем бюджете территории заложены средства на ремонт и строительство дорог с обустройством тротуаров и уличного освещения. Отмечу, что планомерная работа профильных подразделений администрации, умение специалистов грамотно готовить документацию позволили нам привлечь из областного и федерального бюджетов рекордную сумму - более 400 млн руб.
Наиболее масштабные работы: строительство улицы Радужной - на участке от Ленинградского проспекта до улицы Алёшина, капитальный ремонт улицы Декабристов - на участке от улицы 40 лет Победы до улицы Космонавтов.

Благодаря участию Ангарского округа в проекте партии «Единая Россия» по благоустройству «Городская среда» в этом году мы приступаем к масштабным работам во дворах. Чтобы войти в данную программу, администрацией и депутатским корпусом была проведена большая подготовительная работа. В результате из федерального и регионального бюджетов в муниципалитет поступит дополнительно 80 млн руб. Две трети этой суммы будут потрачены на ремонт и благоустройство дворов. Работы будут проведены комплексно - с формированием парковочных карманов и установкой многофункциональных площадок. Остальные средства партийного проекта будут направлены на организацию общественных зон, таких как пешеходные части улиц Ленина и Карла Маркса, Сталинградская аллея в 7 микрорайоне.
Отмечу, проект рассчитан на пять лет, от качества его реализации в текущем сезоне будут зависеть объёмы финансирования из федерального бюджета в оставшийся период. Формирование комфортной городской и сельской среды, благоустройство дворов и парков являются приоритетными задачами, которые ставят перед нами жители территории. С 2016 года на средства местного, областного и федерального бюджетов в Ангарске началась реализация значимого проекта по берегоукреплению реки Китой. По его завершении в 2018 году мы сможем приступить к созданию городской набережной. Вдоль береговой линии будут обустроены пешеходные и велодорожки, детские и спортивные площадки. В прошлом году мы продолжили системную работу по установке универсальных детских и спортивных площадок, начатую в 2015 году. 7 площадок появилось во дворах Ангарска, ещё 4 - на внегородских территориях. Многофункциональные комплексы оборудованы игровыми и спортивными модулями. На их возведение, с благоустройством и ремонтом внутриквартальных проездов, из местного бюджета было выделено более 27 млн руб. Программу установки площадок планируется продолжить в текущем и последующих годах. Необходимая инфраструктура для семейного отдыха и занятий физкультурой появится в зелёных зонах города. В Ангарске расположено 5 парков и 15 скверов общей площадью более 500 тыс. кв. м. Их содержанием системно не занимались долгие годы. Чтобы восполнить этот пробел, по примеру подмосковных Мытищ, с которыми мы развиваем побратимские связи, было создано муниципальное предприятие «Парки Ангарска». В прошлом году администрация округа приступила к реконструкции парка имени 10-
летия Ангарска. С учетом мнения горожан разработана концепция его развития, которая будет реализована поэтапно в течение трёх лет. Территория парка площадью около 180 тыс. кв. м будет поделена на четыре сектора. Таким образом, в нашем городе появится удобная площадка для проведения массовых мероприятий, отдыха и занятий спортом - современный парк, отвечающий потребностям жителей всех возрастов. В настоящее время начинаются работы по благоустройству нового знакового места в городе - аллеи в парке Строителей. Также формируется сквер возле перинатального центра. Здесь вновь отмечу эффективную работу профильных подразделений администрации, которые обеспечили участие Ангарского округа в партийных проектах «Единой России» по благоустройству. Только на развитие парка имени 10-летия Ангарска в текущем году, с учётом нашего финансирования, заложено порядка 30 млн руб., из них 7 млн - в рамках партийного проекта «Парки малых городов» - поступит на строительство танцевальной площадки для посетителей всех возрастных групп.
Касаясь темы развития сферы культуры и молодёжной политики, отмечу работу по реконструкции двух очень востребованных объектов.
В 2016 году завершена реконструкция Дома культуры «Лесник» в микрорайоне Китой, который был закрыт семь лет назад по решению суда.
Большая работа проведена по оптимизации сметных затрат, с тем чтобы проект попал в программу «Развитие культуры Иркутской области» на условиях софинансирования из местного бюджета. Общая стоимость капитального ремонта составила почти 61 млн руб. Ввод объекта в эксплуатацию позволил разгрузить помещения местной школы, организовать досуг для населения микрорайона.
В июне этого года состоится открытие отремонтированного Молодёжного центра в 212 квартале. Главная его задача -реализация инновационных проектов. Мы заинтересованы в том, чтобы молодёжь оставалась жить и работать на своей малой родине, поэтому с большим вниманием относимся к инициативам ребят, стараемся поддержать их во всех конструктивных начинаниях.
Демографический баланс - пожалуй, главный критерий оценки качества работы местной власти в части создания комфортной городской среды, поддержки материнства и детства, охраны здоровья граждан. С 2015 года на территории
округа прекратилась естественная убыль населения. В прошлом году позитивная динамика продолжилась. Естественный прирост составил 104 человека. Замедлились процессы отрицательной миграции. В 2015 году за счёт преобладания числа выбывших граждан над приехавшими численность жителей округа сократилась на 791 человека, а в 2016-м - уже на 467. Безусловно, эту динамику нам нужно наращивать, с тем что-
бы территория сохранила главный инструмент развития: человеческий капитал. С этой целью действует ряд предложений. Основной стимул для закрепления экономически активных граждан в Ангарском городском округе - возможность приобретения собственного жилья. В 2016 году свои жилищные условия улучшили 302 семьи.
На территории продолжила работу муниципальная программа «Доступное жилье», с общим объемом финансирования 105 млн руб., которая включает восемь подпрограмм для разных категорий граждан и их жизненных ситуаций. Очень востребована подпрограмма «Содействие развитию ипотечного жилищного кредитования и жилищному строительству». 132 семьи получили социальную выплату на приобретение жилья в размере 20% от его стоимости. Объём финансирования по подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» в 2016 году составил 40,2 млн руб. В результате собственное жилье обрели 110 семей.
Продолжает действовать подпрограмма «Жилье для работников бюджетной сферы».
Муниципалитет предоставляет возможность рассрочки платежа при приобретении кварти-
ры. Начиная с 2016 года у этой подпрограммы действует новое направление - бюджет компенсирует работникам здравоохранения, образования, культуры и спорта плату за аренду жилья. Также в результате инвентаризации муниципального жилфонда в 2016 году нам удалось увеличить количество граждан, обеспеченных жильём по договорам социального найма без дополнительной нагрузки на бюджет. Квартиры выданы 16 семьям, состоящим на учёте в качестве нуждающихся. Мы продолжаем работу над решением важной и принципиальной для нас задачи по реализации областного закона №146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». В 2016 году в собственность льготным категориям, в том числе многодетным семьям и инвалидам, предоставлено 133 участка. Сами цифры говорят о прорыве в практически нерешаемом ранее вопросе. С момента начала реализации областного закона в период с 2010-го по 2014 год на территории был предоставлен всего 51 участок. За последние два с половиной года эта цифра увеличилась практически в четыре раза. Еще порядка 600 участков готовятся к оформлению. Конечно, хотелось бы предоставлять их, что называется, «под ключ», уже готовыми к строительству домов. К сожалению, такой возможностью муниципалитет не располагает. Здесь мы видим решение вопроса в привлечении региональных и федеральных средств по соответствующим государственным программам. Об эффективности использования муниципального имущества - в цифрах и фактах. В прошлом году была изменена процедура взимания платы за пользование жилыми помещениями по договорам социального найма. В результате инвентаризации и работы с должниками в казну округа поступило 2,8 млн руб. Для
сравнения: в 2015 году управляющие компании перечислили за аренду гражданами этого же жилфонда 306 тысяч, что в 10 раз меньше. В 2017 году по данной статье дохода планируется поступлений на сумму не менее 5,5 млн руб.
Впервые на территории Ангарского городского округа проведена работа по изъятию невостребованных земельных долей. Признано право собственности муниципалитета на 597 гектаров земель сельхозназначения. В 2017 году будет проведена работа по вовлечению указанных земель в гражданский оборот. В 2016 году проводилась работа по оформлению земельных участков в границах садоводческих некоммерческих товариществ. По итогам года ангарчанам в собственность бесплатно предоставлено 820 земельных дачных участков. Это рекордная цифра в истории нашей территории! В текущем и последующих годах эта работа будет продолжена. За счёт эффективного управления муниципальным имуществом бюджет округа в отчетный период пополнен на 420 млн руб. В сравнении с 2015 годом объем поступлений увеличился на 30%, или почти на 136 млн руб. Цель муниципальной программы по поддержке сельхозтоваропроизводителей - обеспечение потребительского рынка продукцией местного производства.
В 2016 году сельхозпроизводителям округа впервые была оказана своевременная поддержка в области растениеводства. Ещё до начала посевной кампании в два этапа девяти хозяйствам было выделено более 17 млн руб. В результате предприятиями агропромышленного комплекса достигнуто увеличение объёмов производства зерна на 547 тонн (рост к уровню 2015 года составил 25%) и картофеля - на 332 тонны (или почти на 7% больше), создан необходимый запас семян зерновых и картофеля на посевную 2017 года. В этом году размер нового вида субсидии сохраняется. Сегодня администрацией Ангарского городского округа созданы благоприятные условия для увеличения производства и переработки продукции, среднегодовой объем которой в сельхозорганизациях в прошлом году вырос до 2,3 млрд руб., или на 6% к уровню 2015 года. Во всех категориях хозяйств произведено продукции на сумму более 3,4 млрд руб., рост составил почти 8%. На данный момент при поддержке администрации реализуются три крупных инвестиционных сельскохозяйственных проекта: строительство фермы по производству мяса индейки объёмом 2,1 тыс. тонн в год; создание тепличного комбината на площади 10 гектаров; проект по расширению действующего тепличного комплекса путём строительства новых теплиц на площади 2,5 гектара - в результате модернизации продукция будет производиться круглогодично.

На территории Ангарского городского округа расположено более 35 тыс. разработанных садовых участков. Общий объём производства огородниками овощей и картофеля - более 10 тыс. тонн, ягод - 600 тонн. В 2016 году на модернизацию инфраструктуры садоводческих некоммерческих товариществ было направлено около 3 млн руб. В этом году сумма поддержки увеличена до 5 млн руб. Вопросами распределения бюджетных субсидий садоводствам занимается новый орган - комиссия по координации деятельности садоводческих некоммерческих товариществ при администрации округа.
Также в центре внимания администрации и депутатов округа - качество жизни на внегородских территориях. В 2016 году для жителей Мегета, Одинска и Савватеевки стала очевидной польза объединения в Ангарский городской округ, так как наметилась перспектива в решении многолетних острых вопросов. В результате своевременной работы по оптимизации сметных расходов нам удалось добиться финансирования завершения реконструкции здания под поликлинику в Мегете. По информации Министерства строительства Иркутской области, работы начнутся в ближайшее время. А в 2018 году лечебное учреждение будет оснащено новым оборудованием. В этом году мы планируем сдачу крытого хоккейного корта стоимостью 15 млн руб. Также решается вопрос о софинансированнии из областного бюджета строительства культурно-досугового центра. Этот объект будет выполнен по индивидуальному проекту, отвечающему требованиям жителей Мегета.
Есть динамика в модернизации систем жизнеобеспечения населённого пункта. Так, введены в эксплуатацию новая электрокотельная и насосное оборудование в поселке Сибизмир. В результате расходы по обслуживанию теплоисточника сократились на 40%. Актуальная проблема для мегетчан - качество питьевой воды. В трёхлетнем бюджете округа предусмотрены средства на проектирование и строительство двух нитей водовода от ангарского водозабора.
В 2016 году были направлены дополнительные средства на асфальтирование проблемных участков дорог. Специально созданной рабочей группе удалось решить серьёзную проблему электроснабжения Мегета и деревни Зуй. Минувшей зимой оборудование областной электросетевой компании несколько раз выходило из строя, жители жаловались на перебои с электроснабжением и недостаточное напряжение в сети. Вопрос был поднят на совещаниях в
правительстве региона. В результате мероприятия по реконструкции наиболее проблемных участков электросетевого комплекса на общую сумму 5 млн руб. включены в инвестиционную программу областного предприятия «Облкоммунэнерго». Запланированные работы по модернизации сетей в Мегете выполнены. В ближайшее время завершится реконструкция в деревне Зуй.
В селе Савватеевка также произошли видимые перемены. В прошлом году выполнены масштабный ремонт и асфальтирование дорог, работы по реконструкции ветхих сетей тепло- и водоснабжения, проложен водопровод на улице Кордонской. Также проведена модернизация котельной, что обеспечило экономический эффект и бесперебойное теплоснабжение села. Знаковым событием для местных жителей стало открытие упоминавшегося хоккейного корта и многофункциональной спортивной площадки. Как уже отмечалось, новый хоккейный корт появится в Одинске. В 2016 году была подготовлена проектно-сметная документация, объект включён в программу финансирования из областного бюджета в размере более 5 млн руб. Ряд неотложных мер принят в сфере развития коммунальной инфраструктуры села. В частности, выполнен текущий ремонт электрокотельной, готовится проектно-сметная документация по прокладке дорог в районе южной застройки. Позитивный отклик коренных жителей получили мероприятия по сохранению сакральных мест. В Генеральном плане они отмечены как рекреационные зоны, исключающие возможность застройки.
Проявленная одинцами инициатива по сохранению истории и национальных традиций заслуживает уважения. В качестве самокритики от-
мечу проблему, которая актуальна и в городе, и особенно в сельских территориях, в частном секторе. В связи с изменившимся законодательством сами домовладельцы обязаны заключать договоры на вывоз твёрдых коммунальных отходов. К сожалению, для большинства это не стало руководством к действию. Тут и слабая информированность населения, и недостаточно активная работа административной ко-
миссии. Будем работать над этими ошибками вплоть до принципиального решения проблемы. Вопросы экологии и общественной безопасности - в абсолютном приоритете. Начиная с 2015 года мы комплексно и своевременно подходим к решению задачи тушения торфяных пожаров. Работы по патрулированию, предотвращению опасной ситуации в местах торфяных отложений, локализации и профилактике возгораний начинаются ранней весной и продолжаются до поздней осени. На тушение торфяников из местного бюджета выделяются необходимые средства. В результате в 2016 году Ангарский округ уже не вспоминал о проблеме, которая из года в год мучила жителей территории. В 2016 году в Ангарском городском округе была утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на ближайшие 20 лет.
Документ разработан на основе Генерального плана. Программа - это единый комплекс мероприятий, который обеспечит развитие коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность округа, а также улучшить экологическую ситуацию на Ангарской территории. Кроме того, наличие такого документа даёт на-
шему муниципалитету возможность вступать в государственные программы и получать дополнительные средства из федерального и областного бюджетов.
Совокупный объём инвестиций на реализацию мероприятий программы составит свыше 54,6 млрд руб. Соинвесторами выступят все ресурсоснабжающие предприятия округа. Большая часть средств будет направлена на присоединение новых потребителей.
В завершение - о перспективах.
Одна из ключевых задач, которая была решена в прошлом году, - это разработка и утверждение «Стратегии социальноэкономического развития Ангарского городского округа на период до 2030 года». Данный документ стратегического планирования определяет цели и задачи, этапы и сроки реализации развития муниципалитета на долгосрочный период, способствует участию в целевых программах областного и федерального уровней.
Принятая Стратегия максимально отвечает интересам территории, опирается на целый комплекс показателей.
Впервые столь важный для территории документ создавался ангарчанами - теми, кто будет непосредственно участвовать в осуществлении намеченных планов и жить в условиях их реализации. Каким должно быть наше будущее, никто не знает лучше нас самих, жителей территории. К разработке Стратегии подключились люди, имеющие практический опыт управления, знающие нашу территорию, владеющие ситуацией -каждый в своей сфере: предприниматели, руководители крупных предприятий, научные работники. Это обеспечило прагматичность, конкретность и предельную реалистичность документа. Согласно Стратегии, сценарий развития округа подразумевает динамичную диверсификацию экономики с развитием малого и среднего бизнеса, участие ангарских предприятий в крупных инфраструктурных и инвестиционных проектах, реализуемых на
территории региона в рамках областной Стратегии. Кроме того, в документе нашли отражение реализация государственных и муниципальных программ по развитию социальной сферы, обеспечению жильём молодых специалистов, ликвидации ветхого и аварийного фонда, комплексной застройке в сельских территориях.
Уважаемые земляки! Станет ли наш округ мощным магнитом для инвестиций и человеческого капитала, зависит от нас самих. С большим уважением отношусь к руководителям других муниципалитетов, желаю всем территориям Иркутской области успехов и процветания - и всё-таки вижу именно Ангарский городской округ в авангарде динамично развивающихся территорий региона. Крупнейшим промышленным центром, лидирующим по темпам роста экономики и качеству жизни населения.
Центростремительная сила притяжения ресурсов - финансовых и людских - обеспечивается очевидными способами: - необходимо создавать комфортную и безопасную среду; - привлекать на территорию грамотных и востребованных специалистов; - способствовать развитию деловой активности граждан; - повышать инвестиционную привлекательность территории за счёт создания необходимой инфраструктуры, комфортной, конкурентной среды, льготных преференций, особых условий землепользования и так далее. По всем этим направлениям положительная динамика на территории округа уже наметилась. Самое главное - есть живой отклик гражданского общества на инициативы администрации и депутатского корпуса. Яркий пример - реализация народного проекта «Памятнику воинам-победителям, первостроителям Ангарска быть!» Более 45 лет идея увековечивания ратного и трудового подвига создателей нашего удивительного города, что называется, витала в воздухе, оставаясь мечтой энтузиастов - ветеранов и почётных граждан Ангарска. 27 мая, в День города, мы будем открывать монумент, построенный на частные пожертвования и средства меценатов. Приглашаю всех жителей и гостей округа принять участие в этом событии, которое наполнено особым символизмом. Первые ангарчане доказали, что для человека нет ничего невозможного, мы приняли у ветеранов эстафету созидания. Быть первыми - в наших традициях! Любые вопросы и предложения относительно развития Ангарского городского округа готов обсуждать на встречах в удобном для вас формате. Благодарю за внимание!
С уважением, мэр Ангарского городского округа Сергей ПЕТРОВ