Жизнь по собственному сценарию
Александр ГОРСКИЙ - успешный литератор, автор четырнадцати остросюжетных романов, двенадцать из которых опубликованы. Все эти книги напитаны богатым на литературное вдохновение ангарским воздухом. За те тринадцать лет, что Александр Валерьевич прожил в Ангарске, он привык считать себя ангарчанином, хотя родился в Москве. На вопрос: «Можно ли представить его как ангарского писателя», Горский ответил без сомнений: «Разумеется!». Теперь Александр Горский пишет сценарии, его фамилию можно увидеть в титрах ряда успешных телевизионных фильмов. Мечтает он о полном метре, о большом кино.
В прошлом году в жизни автора наступил новый этап: он вывез семью жить к морю. А в этом году с сердечной теплотой исполнил написанную на собственные стихи песню о полюбившемся Ангарске. Её можно найти в интернете. Но разговор мы начали всё-таки с вопроса о книгах.
- Литература переживает непростые времена. Как вам кажется, есть ли шанс вернуть чтению былую массовость?
- Сейчас появилось слишком много альтернатив. Для меня, помнящего времена, когда книга являлась лучшим подарком, конечно, есть некое разочарование в том, что чтение утратило прежнюю популярность, но, наверное, нужно с этим смириться. Будем честны: хороший, глубокий фильм способен запустить те же мыслительные процессы, что и хорошая книга. А многие книги вовсе не несут какой-то особой пользы для ума, они лишь способ скоротать время, как, например, компьютерная игра.
- Свободный час вы предпочтёте провести с книжкой или перед экраном?
- Люди творческих профессий делятся на две категории: на тех, чьи таланты пока не востребованы, и тех, кто пашет с утра до ночи. На данном этапе я нахожусь во второй группе, поэтому понятие свободного времени постепенно превращается в нечто желанное, но уже почти забытое. И всё же фильмы удаётся смотреть чаще. Кино позволяет немного отдохнуть, дать мозгу перезагрузиться.
- Как писатель вы наверняка ещё не сказали всё, что хотели. Работаете над чем-то сейчас?
- Конечно! Хочется написать новую книгу, и не одну. В литературе, в отличие от сценаристики, у автора отсутствует большая часть вынужденных ограничений и условностей. Писатель волен создавать миры, ввергать героев в любые ситуации, отталкиваясь лишь от своей фантазии. Персонаж моих романов, следователь Илья Лунин, - человек совершенно не героичный и даже неловкий. Он раз за разом находит путь к правде, преодолевая не только уловки преступников, но и собственные слабости. Надеюсь, Лунин, как и я, своего последнего слова ещё не сказал! Но в данный момент у меня физически нет сил и времени, чтобы взяться за новый роман. Более того, есть почти готовое произведение, в котором осталось дописать всего пару заключительных глав, но в таком состоянии оно пребывает уже два года.
- Все силы отнимают сценарии?
- Кино и телевидение - это жёсткий, конкурентный мир, где ты либо отдаёшься работе полностью, либо тебя выталкивает наружу, и ты стоишь на краю, а электричка пролетает мимо. Дверей много, но попробуй войди.
- Работа в кино - это прежде всего заработок или возможность реализовать творческие амбиции?
- Телевидение - сложнейший бизнес. Анализируются зрительские предпочтения, проводятся тестирования целевой аудитории. Сценаристы работают в жёстких рамках требований, которые отличаются не только от канала к каналу, но и от проекта к проекту. И всё же у каждого автора остаётся простор для творчества, возможность проявить свою индивидуальность. Так что я бы не стал утверждать, что «в кино» идут только ради денег. Хотя, надо признать, сценаристы, в отличие от большинства современных литераторов, получают за свой труд вполне достойное вознаграждение.
- Недавно вышел сериал «Дом с ментами». Это ваша первая крупная сценарная работа или были другие?
- Сериал «Дом с ментами» - это второй проект Пятого канала, на котором мне довелось поработать. Ну а кроме Пятого, я писал для каналов «Россия», ТВ-3, ТВЦ. «Дом с ментами» интересен тем, что я участвовал в проекте с самого начала.
Что касается съёмочного закулисья, могу сказать, что изнутри «дом» - это декорация, планировку которой совместно придумывали сценаристы и продюсеры, а сам «дом», который мы видим снаружи, находится совсем не в том районе новостроек, где проходит большая часть съёмок. Тут пришлось поработать специалистам по компьютерной графике. Отличительной чертой этого сериала можно назвать то, что он очень добрый. Казалось бы, сыщики изо дня в день раскрывают жестокие преступления, и всё же этот сериал можно смотреть всей семьёй, потому что на первый план выходят человеческие отношения главных героев, волею судьбы (и продюсеров), обречённых жить в «Доме с ментами». Открою ещё один секрет: уже пишется второй сезон.
- В соцсетях вы анонсировали скорый выход другого вашего авторского проекта.
- Да, в ноябре, а именно 15-го числа, на канале ТВЦ выйдет двухсерийный фильм «Моё прекрасное алиби», снятый по моему сценарию. Это тоже добрая, местами весёлая, местами немного грустная история о том, как молодого человека обвинили в убийстве, которого он не совершал, а подтвердить его невиновность может лишь девушка, о которой он знает только одно: её зовут Оля! Так что молодой человек ищет Олю, полиция ищет его самого, ну а настоящие преступники следят за всеми, чтобы вовремя вмешаться и… Не пропустите, будет интересно!
- У вас есть какие-то ориентиры в кино?
- Поскольку я детективщик, то старюсь смотреть наиболее рейтинговые фильмы и сериалы в этом жанре. Для меня есть два безусловных лидера - британский «Шерлок» с Камбербэтчем и снятый скандинавами «Мост». Совершенно разные по стилю и построению истории, оба фильма пока непревзойдённые вершины мастерства в жанре детектива. Из отечественного это «Ликвидация» - редкий пример, когда ТВ-боссы дали возможность сценаристу и режиссёру создать яркую авторскую историю. Увы, большая часть продюсеров полагает, что зрителю нужен продукт попроще. И ТВ-рейтинги это зачастую подтверждают. Недаром на нашем ТВ есть сериалы, которые снимают по многу лет, счёт серий уже идёт на тысячи. И зритель их смотрит!
- А кто служит ориентиром в литературном творчестве?
- Есть авторы, которые полюбились мне ещё в подростковом возрасте: Джек Лондон, Теодор Драйзер. Позже к ним прибавились Чарльз Сноу, Ремарк. По мне, Сноу - образец того, как увлекательно можно писать о казалось бы заурядных событиях. Его романы «Наставники» и «Коридоры власти» - это образец стиля и литературного мастерства. Что касается Ремарка, я его иногда перечитываю. Могу посоветовать всем: если вам трудно, кажется, что проблемы и неурядицы вот-вот поглотят, прочитайте «Три товарища» или «Чёрный обелиск» - вы поймёте, что и более тяжёлые испытания можно встречать с улыбкой на лице.
- Следующий вопрос предсказуем: откуда берутся сюжеты?
- На этот вопрос нет однозначного ответа. Иногда в голове возникает небольшой сюжетный ход - например, видится яркая картинка преступления или, наоборот, изящный ход по изобличению преступника. Ты эту мысль быстренько записываешь (порой вскакиваешь среди ночи), а потом постепенно к эпизоду прирастают всё новые и новые детали, сюжетные повороты.
- В какой обстановке комфортнее всего пишется?
- Лично мне для работы нужны тишина и покой. Широко известно изречение Хемингуэя: пиши пьяным, редактируй трезвым. На самом деле тяжёлая многочасовая работа над текстом возможна только в трезвом состоянии, потому что требует колоссальной сосредоточенности. Хотя, скажу честно, после того как напишешь всё, что хотел, приятно выпить немного коньяка.
- Вы прожили в Ангарске не так уж и долго, но отзываетесь о городе очень тепло, даже песню написали. Чем он вас взял?
- В Ангарске я жил с 2010-го по 2023 год. До этого довольно много поездил по регионам нашей огромной страны, был даже на Ямале, так что повидал разные города. И хочу сказать, что Ангарск выглядит очень достойно, особенно для районного центра. Приятная историческая часть, интересные новостройки, шикарная набережная! Кто был в Краснодаре, подтвердят: там, в городе-миллионнике, набережная выглядит, мягко скажем, попроще. Огромное число социальных объектов, куча бесплатных спортивных секций - у меня трое детей, так что я знаю это не понаслышке. Во многих городах такого явления, как бесплатная спортивная секция, нет вовсе. То, как работает Сергей ПЕТРОВ и его команда, мне нравится. Я к Сергею Анатольевичу испытываю огромное уважение. Да, наверняка в работе мэрии можно найти недостатки, но главное, что она есть, эта работа! В иных регионах России деятельность местных администраций бывает вовсе незаметна.
- И всё-таки вы решили уехать.
- Этому есть ряд причин. Вы, наверное, знаете, что я управлял торговым центром, где несколько лет назад случился крупный пожар. Признаюсь честно, это происшествие стало для меня сильнейшим психологическим потрясением, в какой-то мере оно меня почти сломало. Через пару месяцев после пожара я уволился и некоторое время не мог ничем заниматься. Если бы не поддержка родных, всё могло бы кончиться очень печально. Благодаря им я нашёл в себе силы, чтобы заняться чем-то для себя новым, чем-то таким, к чему давно тянулась душа. Новая дорога привела меня к работе в кино. Почему уехали на юг? Очень хотелось тепла! У меня не самое крепкое здоровье: едва температура приближается к нулю, я почти всегда заболеваю. На нашем юге, конечно, тоже не субтропики, но всё же период холодов минимальный, например, прошлой зимой снега не было вовсе, а возможность в середине осени ходить в футболке и шортах радует меня как ребёнка. Думаю, многие меня понимают. Тем же, кто морозов не боится и остаётся в любимом городе, хочу пожелать, чтобы Ангарск год от года становился ещё краше и комфортнее для жизни. И конечно, желаю всем побольше интересных книг и захватывающих фильмов! Со своей стороны обещаю выполнять свою часть работы на совесть.
Беседовал Сергей НОЧЕВНОЙ
Фото из архива А.В. Горского