«Я - счастливый человек!»

В прошлое воскресенье, как всегда с аншлагом, прошёл юбилейный концерт вокальной студии «Ретро». Коллективу исполнилось 25 лет. Студия была создана интересным человеком, профессиональным музыкантом, вокалистом Еленой Петровной ЛЕЛЮК. И все эти двадцать пять лет она без устали, с настоящим интересом и энтузиазмом руководит любимым детищем.
- Елена Петровна, 25 лет - это много или мало?
- Звучит молодо. Но когда меня спросили про четверть века, как-то всё поменялось. У меня аж лицо вытянулось - не надо меня с веком сравнивать! Так что пусть будет молодо и задорно. Эти годы, они пролетели в постоянной работе. Когда ты занимаешься тем, что любишь, что тебе очень нравится, и находишь этому отклик, то вообще не замечаешь, сколько лет проходит. Лишь хочется, чтобы это длилось и длилось…
- Как появилось название коллектива?
- Двадцать пять лет назад я работала в ДК «Энергетик». И вот в сентябре во Дворец пришли десять человек и сказали: «Мы хотим петь!». Организовали коллектив. Как назвать? Название «Ретро» мне посоветовал наш ангарский бард Василий ПОПЛАВСКИЙ, сказав, что эстрадников много, а ретро-эстрады в городе тогда вообще не было. В 2000 году мы перешли в ДК «Нефтехимик», вскоре получили звание народного коллектива.
- Как вы считаете, какие достижения студии «Ретро» можно назвать самыми главными за прошедшие 25 лет?
- Это, конечно же, наши поездки. Мы ездили в Южную Корею, Монголию, пять-шесть раз были в Китае, получали дипломы на международных конкурсах вокалистов. Причём дипломы настоящие, а не заочные, которые в пандемию появились. В Питере, где председателями конкурса были известные, заслуженные люди, выступали несколько раз. Это и
Василий ГЕРЕЛЛО, солист Мариинского и Большого театров, и всем известная певица Тамара ГВЕРДЦИТЕЛИ. Мы три раза участвовали в питерском конкурсе и все три раза брали вторые места. Один раз взяли второе место, а первое никому не досталось. Так что были практически первыми.
- Вы начинали как ретро-студия. Постепенно репертуар расширялся, появились большие музыкальные формы: мюзиклы, рок-оперы. Почему это произошло?
- Причин было несколько. Когда участники просто поют из концерта в концерт, становится скучновато. Особого роста не предвидится - достигли песенного уровня и всё. А в мюзикле, рок-опере нужно не только владеть голосом, но и играть, актёрское мастерство должно быть. Сначала мы поставили детскую сказку «Новые приключения Дюймовочки». Она понравилась ангарчанам. Потом поставили рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда».
- Не побоялись взяться за самого Ллойда Уэббера?
- А что бояться? Силы ребят тогда были понятными, и я решила, что вокально мы с этим справимся. Декорации муж делал у себя на работе. Свет - в Иркутском музыкально театре имени Загурского. Режиссёр по свету за эту работу получил звание заслуженного. Когда спектакль вышел, он произвёл эффект легко взорвавшейся бомбы. Мы эту рок-оперу показывали много раз. Потом были «Парфюмер» по Зюскинду, «Мастер и Маргарита», «Человек, который смеётся», «Граф Орлов» и последний музыкальный спектакль, постановка этого года, - «Я родом не из детства, из войны». То есть мы через год показывали новый спектакль.
- Какой спектакль дался труднее всего?
- «Мастер и Маргарита». Это произведение очень чётко разделило человечество на тех, кто его понимает и принимает, и тех, кто не понимает. Произведение сложное, там две линии повествования, много символов, намёков, и всё это нужно уложить в полтора часа. Это было сложно. Сложно и для зрителей, и для нас. Я с каждым участником коллектива общалась, объясняла, рассказывала, настраивала на особую волну.
- Все ваши спектакли очень сложные, интеллектуальные, «вкусные». Какой будет следующим?
- Сейчас «вкуснятинки» маловато. Перепевать «Анну Каренину» и «Братьев Карамазовых»? Не знаю, не готова ответить. Если честно, хочется что-то из фэнтези, но мы ограничены нашей сценой, на ней не всё возможно. Это немного нас тормозит, ведь мало взять что-то интересное, нужно ещё и эффектно показать!
- Сколько ребят за двадцать пять лет прошло через студию «Ретро»?
- Вы удивитесь, но не так много. Потому что те, которые приходят, остаются на десятилетия. Покидают студию только по каким-то семейным или непредвиденным обстоятельствам. Саша МАЛАХОВ пришёл в первые дни работы студии, а 12 лет назад уехал в Питер, но он приезжал сюда и играл у нас Христа. Лена ШЕВЧЕНКО восемь лет отзанималась, но мужа перевели в Новосибирск, и они уехали. Сергей ИГУМНОВ в феврале 2023 года отметит своё 13-летие работы в студии «Ретро». Артём БОЧКАРЁВ с нами 12 лет, Сергей ШУШАРИН - 11, Сергей БОРНЕНКО - 10.
Людей к нам приходит много, но не все выдерживают, не все остаются. У нас очень напряжённый график работы. Каждый год в ноябре мы показываем премьеру, у нас остаются и традиционное «Рождественское ревю», и сольные концерты. Кто-то не может работать в таком ритме, а кто-то просто «головой недотягивает». Ну а те, которые остаются, - это навсегда!
- Для ребят вы и руководитель коллектива, и педагог, и самый настоящий наставник. С какими сложностями чаще всего сталкиваетесь?
- Для меня самый сложный момент - сказать человеку «нет». Человеку, который пришёл к нам в студию петь. Почему? Сейчас в «Ретро» занимаются двадцать два человека, а я - одна. Вспоминаю, как развалился мой прежний мужской ансамбль (кого-то в армию призвали, по работе перевели, кто-то в другой город переехал). И остался у меня один парень. Сейчас их девять. Но их же надо учить! А девять мужчин - это практически неуправляемая толпа.
- А где и у кого учились вы?
- Я окончила Иркутское училище искусств, по образованию - пианист. Параллельно занималась вокалом. Моим педагогом по фортепиано была Татьяна Васильевна ЛАРИНА, у которой потом учился Денис МАЦУЕВ. Кстати, она приехала на наш юбилейный концерт, что меня очень тронуло. Мы с ней часто общаемся, и она говорит, что гордится мной. И я от этого становлюсь ещё счастливее. Именно она и научила меня крепко, правильно работать. А ведь как нас учат, такими мы и становимся!
- У вас есть кумиры среди вокалистов?
- Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ и наш, ангарский, Валентин ЛЕВЧЕНКО, обладавший голосом удивительной красоты. Нравятся голоса Елены ОБРАЗЦОВОЙ, Гелены ВЕЛИКАНОВОЙ - лёгкие, полётные голоса. Майя КРИСТАЛИНСКАЯ, Клавдия ШУЛЬЖЕНКО - у них в голосе не было большого диапазона, но они пели душой, поэтому их песни живы до сих пор.
- Если у вас плохое настроение, какую музыку послушаете?
- Я буду слушать тишину. Вообще, у меня есть любимое произведение - «Неоконченная симфония» Шуберта. Его можно слушать в любом настроении, и настроение обязательно поменяется. Ещё мне очень нравится, как Лондонский симфонический оркестр исполняет известные эстрадные произведения. Я не люблю современный звук, записанный на электронной аппаратуре, мне нравится звук живого инструмента, живого оркестра.
- Чьи слова после спектакля для вас важнее всего?
- Мне достаточно аплодисментов зала, когда люди стоя хлопают и кричат: «Браво!», «Молодцы!». У нас особенный зритель, постоянный. И у нас практически всегда - аншлаги. После юбилейного концерта одна зрительница, впервые увидевшая нас, сказала мне, что никогда прежде не ощущала такой энергетики, и сразу поняла, что мы - одна большая, дружная семья. И это семейное тепло со сцены идёт к зрителям. А ведь нам всем сейчас так не хватает тепла, душевности, участия. У нас это получается, и это здорово. Спасибо всем ребятам, участникам «Ретро», и низкий поклон нашим зрителям!!!
Беседовала Ирина СЕРГЕЕВА