Приручить «козлика»

Зелёные и брутально угловатые, дети Великой Победы и предки всех современных вездеходов страны. Ангарчане уже едва ли могут себе представить праздничные мероприятия 9 Мая без двух раритетных автомобилей на площади - ГАЗ-67 и ГАЗ-69. Во время всех последних парадов эту историческую технику неизменно облепляют ребятня и взрослые.
В то же время единицы знают имена водителей, что каждый год в военной форме встречают любознательных прохожих. Александр КУРМАЗОВ и Михаил ЗАХАРОВ - это они дали новую жизнь легендам советской эпохи. Первенцем в гараже ретроавто Александра оказался ГАЗ-69.

- Всё началось несколько лет назад с поисков уазика, - вспоминает шофёр с 30-летним стажем. На протяжении долгого времени Александр работает водителем скорой помощи. - Хотел найти себе отечественный внедорожник, и мой дядька отыскал в объявлениях, казалось, оптимальный вариант. Но на поверку нас встретила машина 1959 года выпуска - ГАЗ-69 без крыши и с капотом цвета морской волны. Прежний хозяин ещё посмеялся, мол, автомобиль служил ему вместо квадроцикла на огороде. Недолго думая я решил, что машину нужно выручать.
Тогда же на почве интереса к старинной технике Александр сдружился с Михаилом. Полтора года мужчины корпели над автомобилем в гараже: перекрашивали кузов, переваривали полы, подгоняли по размеру крышу от Mitsubishi. В результате ангарским Кулибиным удалось вернуть газику вторую молодость, а 9 мая 2018 года ретроавтомобиль впервые поучаствовал в параде.
Прежде чем перейти к ещё более удивительной истории ГАЗ-67, необходима историческая справка. Первый автомобиль этой модели сошёл с конвейера в сентябре 1943 года. В Великую Отечественную, а позже и на фронтах Корейской войны ГАЗ-67 широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, лёгкий артиллерийский тягач, перевозчик пехоты и раненых. Эти машины обладают упрощённым открытым кузовом с вырезами вместо дверей, а за способность лихо преодолевать ухабы красноармейцы ласково называли ГАЗ-67 козликом.
Своего «козлика» Александр повстречал пять лет назад в одном из ангарских автосервисов. Здесь машина обреталась на сохранении. Её прежний владелец умер ещё в 90-х, с тех пор на газике практически никто не ездил. Последние годы стальной бедолага прозябал под открытым небом, но, несмотря на это, был в неплохом состоянии.
- Стоило поменять аккумулятор, как газик завёлся и поехал, причём на старом бензине, оставшемся в баке, - вспоминает Александр. - Мужики из автосервиса обалдели, ведь рядом стояла иномарка, которая постоянно глохла, как бы над ней не колдовали. В этом году ретроавтомобилю исполнилось 70 лет, а между тем с момента покупки замены потребовали лишь свечи, тормозные шланги и цилиндры. Скажу больше, два года назад мы с Михаилом решили отшкурить старую краску и обнаружили в кузове всего две небольшие гнилые дыры. Раньше технику делали на века.
Спустя месяц после обретения нового владельца и оперативного тюнинга ГАЗ-67 отправился на свой первый парад Победы. Приглашение для участия в празднике стало для Александра большой неожиданностью и в то же время редкой возможностью не только приобщить молодёжь к истории, но и почтить память героев. Прадед нашего собеседника пропал без вести на фронтах войны, а дедушка дошёл до Берлина.
Соседи уже давно не удивляются, когда видят раритетные газики на улицах Китоя. У Александра без дела они не простаивают, особенно летом. Свозить семью на озеро или в жару добраться до работы - милое дело. В планах у мужчины - смонтировать для ГАЗ-67 тентовую крышу: в далёком прошлом такие часто устанавливались на «козликов». Впрочем, сейчас Александр всецело погружён в другую конструкторскую задачу - строительство дома. Реставратор-энтузиаст не скрывает, что открыт для серьёзных предложений о продаже автомобилей, но его машины могут попасть только в хорошие руки.

Кстати
Такси для героя
Не первый год в День Победы волонтёры-автомобилисты Ангарска проводят традиционную акцию «Народное такси для ветеранов». 9 мая чуткие водители откладывают на потом все прочие дела, чтобы стать надёжным плечом для людей, переживших войну. Волонтёры встречают у квартир ветеранов войны, тружеников тыла, бывших узников фашистских концлагерей, без всякой платы на собственном транспорте доставляют их к месту проведения праздничных мероприятий на площади, а после тем же маршрутом с комфортом развозят героев по домам. Организатор этой акции - работник ДК «Нефтехимик» Ольга БЕЛЕЦКАЯ.