Юбилейный год для 60 квартала
Ангарск во многих отношениях удивительный город. Даже сама его структура разительно отличается от той, что принята в других городах страны. Так повелось: Ангарск - это не столько улицы и переулки, сколько кварталы и микрорайоны. Да, к их численным наименованиям непросто привыкают приезжие. Тем самым гордый Ангарск будто испытывает гостей и новосёлов. Но сами ангарчане хорошо знают: границы каждого прямоугольника города - это собственная атмосфера, своя история и уникальные люди.
Держа эту мысль в уме, мы запускаем новую рубрику - «Мои дворы», которая будет рассказывать о прошлом и настоящем наших кварталов и микрорайонов.Стартуем с путешествия по 60 кварталу - одному из самых крупных кварталов исторической части города.
Русские печи в квартирах
60 квартал - это 35 жилых домов, возведённых в 1952 году. Первостроителям Ангарска был не чужд символизм. Возможно, поэтому квартал расположился аккурат между улицей Ленина и улицей Маяковского (не секрет, что в числе самых известных произведений автора - поэма «Владимир Ильич Ленин»). Кроме того, 60 квартал опоясывают первая улица Ангарска - Октябрьская и первая «кривая» улица города - Московская.
Большую часть квартала занимают двухэтажные дома. Впрочем, в его недрах можно найти и пару домов, об этажности которых спорят даже официальные документы. Дома 12 и 18 - двухэтажки лишь с боков. Центральные части зданий уже имеют все три этажа. Наконец, вдоль улицы Ленина в 1952 году разместились, без всяких оговорок, трёхэтажные дома. Это в полном смысле сталинки: с огромными окнами, высокими потолками и лепниной. По удачному для нас совпадению в одной из этих презентабельных трёхэтажек с рождения живёт человек, который, пожалуй, больше всех знает об истории Ангарска.
- Если двухэтажные дома квартала до проведения теплосетей отапливались буржуйками, трубы которых высовывались через окна, то, например, в нашем доме 4 сразу были предусмотрены русские печи, - рассказывает директор Музея Победы Лариса ДАВЫДОВА. - Со временем в нескольких квартирах печи были демонтированы за ненадобностью, но наша семья решила печь оставить. Когда подрастала дочь, я боялась, что она ненароком опрокинет газовый баллон, поэтому для него в печи была выдолблена специальная ниша. Причём рабочие трудились несколько дней - кирпич был настолько закалён, что от ударов искрился, но почти не крошился. Дымоход тоже сохранился и сейчас исполняет роль вытяжки.
Потрясение для гостей из Москвы
Вопреки общей моде на натяжные потолки, Лариса Анатольевна не тронула в квартире и лепнину, которая продолжает украшать периметры комнат и пространство над люстрами. Надо сказать, гипсовые орнаменты имеют большое эстетическое значение для исторической части города в целом и для 60 квартала в частности. В том числе благодаря всевозможным фигуркам и виньеткам на фасадах домов даже при большом желании на территории квартала не сыщешь двух одинаковых домов. Что касается фасадной лепнины, здесь особняком стоит детский сад №50 - одно из первых дошкольных учреждений Ангарска (бывший детский сад №77). С гипсовыми украшениями детского сада у Ларисы Анатольевны связана история, произошедшая около восьми лет назад.
- Музей Победы. Суббота. Я работаю в кабинете. В один момент неожиданно открывается дверь. Заходят пожилой мужчина и молодой человек: «Здравствуйте, мы из Москвы», - вспоминает Лариса Давыдова. - Ко мне на стол легла небольшая фотография, на которой изображено панно с вылепленными мальчиком и девочкой при посадке дерева. И на фоне этой лепнины сидит автор. Оказалось, что это родственник столичных гостей. Имя его - Леонид ГОРШКОВ. Он умер, оставив фотоархив своих работ. Мужчина со снимка когда-то работал геологом, был осуждён по доносу и сидел в Китойлаге. В строящемся Ангарске быстро распознали художественные способности Леонида и определили его на изготовление лепнины. Одну из работ установили на фасаде детского сада в 60 квартале. Это место я без труда узнала по фотографии. Поняв, что попали по адресу, москвичи показали ещё один снимок лепнины - на этот раз была сфотографирована лепнина, в настоящее время украшающая внутреннее убранство ДК «Нефтехимик». В итоге не долго думая мы сели в машину, проехали по улице Ленина, и я показала потомкам художника искомые ими образцы. Москвичи были потрясены - они не ожидали, что в Ангарске лепнина, к созданию которой приложил руку их родственник многие десятилетия назад, сохранилась в столь хорошем состоянии.
Неотъемлемая примета прошлого для исторической части Ангарска - кованые ограждения между домами, которые одновременно служили элементом архитектуры и обозначали границы. В последние годы жители 60 квартала всячески пытаются их возродить.
- На некоторых ограждениях до сих пор можно встретить петли от ворот. Они отсылают нас к начальному этапу зарождения Ангарска, - объясняет Лариса Давыдова. - Наши дома строили заключённые. Каждое утро их пешком приводили на возведение нового жилого квартала. Тем временем по соседству в уже отстроенных домах проживали вольнонаёмные рабочие. Поэтому по утрам и вечерам во время следования колонн ворота закрывались на случай побега, чтобы заключённые не могли проникнуть вглубь жилых массивов.
Здесь родился «Тимур»
На территории 60 квартала находится несколько домов, имеющих немалое значение в истории всего города. Одно из них расположилось в самом сердце квартала. Сегодня взгляд случайных прохожих едва ли зацепится за небольшое одноэтажное здание напротив магазина «Лукошко». Между тем именно здесь, в здании под номером 39, в 1954 году заработала первая в городе станция скорой медицинской помощи.
Другой дом, о котором мы хотим рассказать, наоборот, выделяется своим внешним убранством даже на фоне других сталинок 60 квартала. Именно в доме 5/6, что на углу улиц Ленина и Московской, в 1953 году был открыт самый первый книжный магазин Ангарска - «Тимур». В 1979 году ввиду экономических причин «Тимур» переехал в здание через дорогу, после чего прежнее помещение книжного магазина несколько раз пытались адаптировать под разные коммерческие цели. В настоящий момент легендарный вход в магазин со стороны улицы Ленина, через который когда-то ломились ангарские книголюбы, укрыт под слоем штукатурки.
- При проектировании 60 квартала только в этом угловом доме первый этаж отдавался для открытия магазинов. В советские времена на территории квартала не существовало других мест торговли, - говорит Лариса Анатольевна. - За продуктами мы ходили в соседний квартал, 61-й, где работал замечательный продовольственный магазин «Московский», названный именем улицы, на которой он был расположен. Удивительно и приятно, но по сей день ни одно жилое помещение на территории нашего квартала не переделали под коммерцию. Если посмотреть на фотографии наших домов полувековой давности, будто ничего не изменилось. Даже тополя и сосны практически на тех же местах. Я за то, чтобы внутри квартала деревья не вырубались. Их можно вовремя подлечивать и обрезать. Они - часть истории города.
Душа и двери нараспашку
Ещё одна достопримечательность дома 5/6 - диковинная трёхкомнатная квартира на третьем этаже, которая, по всей видимости, предназначалась для высокопоставленных жильцов. Дело в том, что эта квартира с видом на три стороны света. Причём каждая из трёх комнат обладает не обычным окном, а собственным балконом.
Не исчезли детские воспоминания Ларисы Давыдовой и о том, что в подвале всё того же дома 5/6 находились лари - каморки с деревянными дверцами на замках, в которых жители хранили всё - от солений и картошки до санок и посохов Деда Мороза.
- Каждый раз я боялась туда спускаться, потому что была наслышана от ребятишек, что там иногда бегают крысы, - признаётся Лариса Анатольевна. - Надо сказать, что подобные лари для 60 квартала - большая редкость. К примеру, в нашем доме 4 подвал вовсе не был предусмотрен строителями. В связи с этим у нас своеобразный тепловой узел, а рамки холодной воды нет совсем. Нет, когда-то рамка холодной воды с возможностью отключения всего дома, конечно, была… в квартире 2, на кухне под линолеумом. Поэтому если кому-то из жильцов было необходимо перекрыть воду, для начала предстояло попасть в квартиру, отодвинуть кухонный гарнитур, поднять линолеум и только потом открыть люк. Эта история продолжалась более 50 лет. Представьте, каково было хозяевам той квартиры! Раньше там проживала пара старшего поколения. Хотя им, вероятно, всё это и доставляло массу неудобств, они, как люди другой формации, относились к происходящему с пониманием - душа нараспашку. В квартиру запустят, ещё и чаем напоят. Но потом у квартиры появились молодые хозяева, которые в один прекрасный момент сказали: баста. Тогда управляющей компании пришлось за свой счёт устанавливать вентили на каждую квартиру.
Удивительная семья БАГРЯНЦЕВЫХ
В трёхэтажном доме Ларисы Анатольевны всего девять квартир. Поэтому в былые времена соседи жили одной дружной семьёй и на большие торжества в свой двор-закуток выносили стулья и столы. Эта картина очень напоминала широкие свадьбы в деревнях. Да, с приходом 90-х эти добрососедские связи предсказуемо начали распадаться, но сегодня жители этого и других домов 60 квартала шаг за шагом стараются вернуться к истокам.
- Когда я была маленькой, в нашем доме жила удивительно интеллигентная семья, брат и сестра Багрянцевы, - продолжает Лариса Анатольевна. - Николай Васильевич был участником войны и заслуженным врачом РСФСР, читал лекции на нашей Станции скорой помощи, а Софья Васильевна - уважаемый учитель с огромным стажем. Хорошо помню, как после школы, если родители ещё не вернулись домой, я шла в гости к Багрянцевым. Они усаживали меня за стол, накладывали манной каши с ложечкой малинового варенья. Я ела, смотрела по сторонам и думала: боженьки ты мой, это ж сколько книг! Помимо великого числа книг по медицине, некоторые из которых были изданы ещё в XIX веке, в квартире были громадные кипы газет, а в старинном серванте хранились удивительной красоты фарфоровые чашечки. Это была семья исключительного воспитания и доброты. Уже тогда они были в возрасте. В одно лето не стало Николая Васильевича, а ровно через год и Софьи Васильевны. Я узнала об этом, вернувшись из похода, в который отправился наш кружок следопытов. Оказавшись в родном дворе, увидела по центру пятачка большое чёрное пятно. Наверное, ангарчане помнят такие моменты из советского прошлого: когда умирали старики, квартиры освобождали для новых жильцов, а весь скарб выбрасывали из окон и сжигали. Так произошло и с книгами семьи Багрянцевых. Как же обидно было. Когда эта новость дошла до Ивана Никитовича ПУРАСА, он плакал.
Быть может, наши читатели помнят и других знаменитых ангарчан, живших когда-то в 60 квартале? Если так, то непременно сообщите нам.
Непридуманная история
Как пионеры кашу заварили
А теперь обратимся к совсем недавнему прошлому. Это с 60 квартала в Ангарске началась история появления территориальных общественных самоуправлений. Корни ныне актуальной тенденции лежат в далёком 2011 году. Тогда Марина ПРОХОРОВА вместе с мужем и годовалым сыном переехала в Ангарск из Железногорска-Илимского. Новоселье Прохоровы справляли по адресу: 60 квартал, дом 23.
- Когда мы только переехали, детская площадка во дворе скорее напоминала заброшенный пустырь с трын-травой по пояс, - вспоминает Марина. - Всё, что возвышалось над осокой, это две горки. Одна - деревянная, после неё местная ребятня постоянно доставала занозы. Вторая - металлическая, на ней под прямыми лучами солнца мой ребёнок схлопотал ожог. Тогда я поняла: надо брать двор в свои руки.
Кашу заварили с малого - с одной скамейки и песочницы во дворе. А дальше понеслось. К стараниям семьи Прохоровых подключились и воодушевлённые соседи. Так в 60 квартале появился совет общественности «Хуторок». Под этим кодовым названием во дворах начались перемены. Выросла беседка. Мужики сделали колодец с гусаком и мостик через миниатюрный Байкал. Рядом появились землянично-ромашковая поляна, Русалка с синтезатором, Леший и другие обитатели сказочной деревеньки.
- К благоустройству территории подключились все поколения 60 квартала - от детей до пенсионеров, - добавляет Марина. - Мы так активничали, что в 2015 году с «Хуторком» даже заявились на региональный конкурс советов общественности. Подготовили конкурентоспособный проект, шли на призы. Но в решающий момент жюри нас просто «отодвинуло» аргументом: «Жаль, что вы не ТОС». Вот с того времени мы крепко призадумались, как этим самым ТОСом стать, - для Ангарска ведь эта форма организации в диковинку. Начали изучать опыт других городов, созванивались с Омском, Новосибирском. Но всё равно в начале мы, как слепые котята, на ощупь шли. И, наверное, ничего бы у нас не вышло, если бы не повсеместная помощь Центра поддержки общественных инициатив и не та личная поддержка, которую нам на каждом шагу оказывает наш депутат Александр АЛЕКСЕЕВ.
По-пионерски продравшись через юридические тернии, в 2018 году общественники всё-таки создали первый в Ангарске ТОС - «Перекрёсток». Общественное самоуправление объединило сразу шесть кварталов в старой части города. На днях совет ТОС принял решение о расширении своих границ - частью «Перекрёстка» собираются стать новые территории.
Что касается конкретно 60 квартала, за четыре года благодаря участию в федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» здесь преобразились три двора. А в 2020 году инициативные жители построили первый в истории квартала хоккейный корт.
Кстати:
Дорогие читатели, если у вас есть интересная информация об истории своего квартала или микрорайона, звоните в редакцию. Телефон: 67-50-80.
Максим ГОРБАЧЁВ