Неясное будущее "Ясной поляны"

Прошлым летом когда-то мирный Китой обозлился на «Ясную поляну». После затяжных дождей, как в фильме-катастрофе, река уносила дома и держала в страхе садоводов. Стремительное течение «съело» более 10 метров берега. Подтопленными оказались три дачных посёлка, повреждена автомобильная дорога.

Ангарская администрация решила своими силами, за счёт средств резервного фонда, укрепить берег хотя бы каменной насыпью и параллельно прорабатывать вопрос о строительстве дамбы. Однако выяснилось, что защитить жителей от стихии в данном случае муниципалитет не имеет права - любое телодвижение в сторону федерального имущества, коим являются сам Китой и его берега, рождает предписание прокуратуры о нецелевом использовании бюджетных средств со всеми вытекающими - проверкой и разбирательством

- Мы привлекли проектную организацию, все работы выполнены, сумма определена в размере 16 млн 519 тысяч рублей, хотя изначально речь шла о 24 миллионах. На сегодняшний день проектное решение на экспертизе. Была оформлена бюджетная заявка по выделению средств из резервного фонда Ангарского городского округа, подготовлен проект-постановление администрации АГО о выделении средств из резервного фонда. Документ был направлен на экспертизу в прокуратуру города Ангарска. Ответ прокуратуры - обязанности по осуществлению полномочий собственника водного объекта, в том числе мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод не могут быть возложены на администрацию округа, в связи с этим проект муниципального правового акта противоречит требованиям действующего законодательства, - кратко изложил ситуацию мэр округа Сергей ПЕТРОВ.

С кем правда?

Ангарские власти обратились в правительство Иркутской области. Отправили заявку о предоставлении субсидии на разработку проектной документации на строительство защитного берегоукрепительного сооружения вдоль берега реки Китой в районе СНТ «Ясная поляна», но получили отказ. В региональном Министерстве природных ресурсов объяснили, что заниматься вопросами берегоукрепления должны федеральные структуры, поскольку это их имущество, но у них иная позиция. Федеральное агентство трактует ангарскую ситуацию не как защиту от негативного воздействия вод, а как предупреждение и ликвидацию ЧС, значит, включается действие другого закона, согласно которому решение проблемы лежит на плечах местных властей. Прокуратура опирается на Водный кодекс и отмечает невозможность вложения средств областного и муниципального бюджетов. Замкнутый круг, юридическая коллизия - называть происходящее можно разными словосочетаниями, но факт остаётся фактом: более десятка семей, которые постоянно проживают в «Ясной поляне», с содроганием ждут потепления.

- Федерация передала нам полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Кроме того, ежегодно нам даются субвенции на реализацию мероприятий согласно Водному кодексу. Под такими мероприятиями понимаются предпаводковые, послепаводковые обследования, расчистка русел рек, ледорубные и ледорезные работы. В Водном кодексе не прописано, что строительство гидротехнических сооружений относится к таким мероприятиям. Соответственно, в рамках той субвенции, что нам даётся из Федерации, мы не имеем права заниматься строительством дамб, это нецелевое использование средств, - отметила Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Светлана ТРОФИМОВА на совещании под руководством председателя регионального правительства Константина ЗАЙЦЕВА.

О том, что строительство дамбы - это проблема федеральных властей, заявила на совещании и представитель областной Контрольно-счётной палаты.

Кто построит дамбу?

У каждого из федеральных министерств тоже своя правда. Минстрой России говорит о том, что регион может построить дамбу за счёт выделенной субвенции, хотя такая позиция не соответствует федеральному законодательству. Минприроды считает, что защитные гидротехнические сооружения регион должен возвести самостоятельно, без поддержки Федерации. Окончательно запутавшись, региональные власти направили заместителю председателя правительства России письмо за подписью губернатора Игоря КОБЗЕВА. Попросили разъяснить позиции федеральных органов, которые совершенно друг с другом не стыкуются.

- На сегодняшний момент сложилась такая правовая коллизия: на уровне Федерации никто не может нам внятно объяснить, за чей счёт должны строиться дамбы. Практика показывает, что вся Россия действует по 68-му Федеральному закону, по которому регион даёт субсидию местным властям как на проектирование, так и на строительство гидротехнических сооружений. Мы посмотрели судебную практику - она тоже неоднозначна: каждый субъект трактует закон по-разному. Есть регионы, где даже Конституционный суд РФ определил возможность нахождения гидротехнического сооружении в муниципальной собственности. В Республике Бурятия суд даже заставил органы местного самоуправления взять в муниципальную собственность гидротехническое сооружение на Селенге, которая вообще является пограничным водным объектом. Суд ссылался на законодательство по ЧС. В Иркутской области совершенно другая практика. Пример - решение суда по Листвянке. Суд решил, что поскольку водный объект не передавался из федеральной собственности ни в муниципальную, ни в областную, значит, ни субъект, ни муниципалитет не могут заниматься берегоукреплением и строить защитные дамбы, - продолжает Светлана ТРОФИМОВА.

- Река меняет русло. Его фарватер таков, что вода практически перпендикулярно начинает бить берег и активно его разрушать. Садоводство раньше подтапливало - люди уезжали. Вода уходила - они возвращались. Теперь возвращаться некуда, - говорит Сергей Петров.

Несмотря на разногласия и юридические нестыковки, чиновники сходятся в одном: в СНТ «Ясная поляна» совсем скоро наступит тот момент, когда будет вскрываться река и таять снег, а значит, появится угроза возникновения ЧС. Нельзя ждать, когда поплывут дома и возникнет угроза жизни и здоровью населения. Решать проблему нужно сейчас. Как? Задача века посложнее гипотезы Римана.

- Мы все обложились письмами и запросами, но реальность такова, что если, не дай бог, нынче будет большая вода, то опять пострадают жители, а мы никаких превентивных мер не приняли по той причине, что это не полномочия округа, - резюмировал Константин ЗАЙЦЕВ.

Муниципальная и региональная власть единым фронтом решили биться за ангарчан. Будущее СНТ должно быть таким же ясным, как его название. Теперь эту мысль предстоит донести до федеральных чиновников.

Наталья СИМБИРЦЕВА