Часы осиротели. Не стало хранителя времени Валентина Мандро

Часы осиротели. Он к ним больше не придёт, не проведёт заботливо рукой по корпусу, не подлатает механизмы. Теперь нужно учиться отбивать мерный такт без своего лекаря.
2021 год начался с печального известия. 1 января не стало Валентина Борисовича Мандро, главного волшебника ангарского Музея часов. Валентин Борисович скончался после продолжительной болезни, ему было 83 года.

На столе Валентина Борисовича в его крохотной мастерской инструменты лежат на том самом месте, где их оставил хранитель времени. Для коллектива музея новость о смерти мастера стала шоком. Несмотря на плохое самочувствие, до последнего времени Валентин Борисович приходил в родной музей, чтобы проведать коллег и сотни-сотни-сотни механических часов, в которых мастер знал каждую пружинку. Валентин Борисович бережно заводил механизмы, поправлял маятники и стрелки, а часы всякий раз отвечали доктору благодарным бойким «тик-так».
Ритм сердца Валентина Мандро стал напоминать ровный часовой ход с тех самых пор, когда в 1962 году молодой специалист АНХК познакомился со своим будущим наставником Павлом Васильевичем КУРДЮКОВЫМ. У основателя Музея часов Валентин Борисович не только научился сложной науке ремонта старинных механизмов, но и понял, что каждые ходики обладают своим особым, подчас привередливым характером. Среди прочего Валентин Борисович помогал Павлу Васильевичу в восстановлении знаменитого «паровоза» - французских настольных часов конца ХIX века. В общей сложности Валентин Борисович посвятил ремонту и настройке музейных экспонатов более 30 лет жизни.
- Часы любили и слушались Валентина Борисовича, - вспоминает директор ангарского городского музея Вера ПАВЛОВЕЦ. - Когда он уходил в отпуск или на больничный, некоторые часы даже замирали с тоски. Зато когда Валентин Борисович возвращался, механизмы необъяснимым образом начинали радостно бить и стучать. Он вообще был удивительный человек. За всё время я ни разу не слышала, чтобы Валентин Борисович на кого-то повысил голос. Для сотрудников музея он был добрым человеком, у которого всегда найдётся ласковое слово.
Мы верим, что по этажам музея всё ещё бродит дух Павла Васильевича. А сейчас кажется, что и душа Валентина Борисова осталась в стенах музея.
Следить за осиротевшими часами пока придётся смотрителям музея. Будто что-то предчувствуя, Валентин Борисович в последние месяцы научил музейных работников, как заводить и простукивать экспонаты, чтобы уникальный живой музей не смолкал.
Пожалуй, больше часов Валентин Борисович любил только свою жену Антонину Ивановну (в прошлом году супруги отпраздновали бриллиантовую свадьбу) и дочерей-двойняшек Татьяну и Ольгу. Дочек Валентин Борисович назвал именами пушкинских героинь. В то время, когда молодые супруги ждали появления малышек, Валентин Борисович учился в вечерней школе и изучал «Евгения Онегина».
Коллектив музея и редакция нашей газеты выражают искренние соболезнования семье Валентина Борисовича.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ