«Я до сих пор езжу на трамвае во сне…»

«А помнят ли о нас, ветеранах?..» Ровные строчки письма, пришедшего в редакцию, выведены красивым округлым почерком. Его автору, Людмиле Николаевне Мелехиной, в марте   исполнится   80   лет, больше 34 из них она отдала
«Ангарскому трамваю». Конечно, помним! Именно такие люди, как наша героиня, создавали Ангарск,  творили его историю день за днём.

«Это сейчас девочкам позавидовать можно…»
На прошлой неделе Людмила  Николаевна  активно  принимала гостей. В четверг поздравить одного из старейших работников приехал директор «Ангарского трамвая» Евгений Баженов. Повод известный - в прошлом году исполнилось  65 лет транспортному предприятию. Побывать на торжествен- ном вечере ветеран не смогла: уже несколько лет из-за болезни суставов Людмила Николаевна не выходит на улицу. Сказались  долгие  годы тяжёлого физического труда.
- Это сейчас девочкам позавидовать можно: рабочий день короче,  вагоны  тёплые.  Мы всю жизнь в холоде, без перерывов на обед. Да ещё с работы после ночных смен пешком до дома добирались. Мне так с депо до Майска идти нужно было целый   час,   -  рассказывает Людмила Николаевна.
Людмиле  Мелехиной  было что обсудить с Евгением Баженовым.  Она  рассказала, как вместе с коллегами участвовала в  соцсоревнованиях. Как   её бригада побеждала и получала за это грамоты и ценные подарки.
- Наше предприятие было в СССР  на  хорошем  счету.  И коллектив   наш   был  очень дружным и активным, в газетах про нас писали. И сегодня хочу назвать имена моих девочек-коллег:    Лидия    ИВАХНЕНКО,  Полина   СЕЧИНА (обе  по  40 лет  отработали),  Людмила ЛУКИЧЕВА (31 год стажа).  Добрым  словом хочу вспомнить нашего начальника управления Петра Сергеевича БОРИСОВА. Он очень много сделал  для нашего предприятия. Чего только у нас своего не было: турбаза, общежитие, ясли. И  работало в «Трамвае» около 1000 человек, 60 вагонов по городу ходило, - продолжает Людмила Николаевна.
В  ответ  Евгений   Баженов рассказал ей, что сегодня на предприятии  хотят возродить практику соревнований в профессиональном мастерстве.
Трамвай был мечтой из детства
Наверное, кто-то не поверит, а кто-то и удивится, но трамвай для Людмилы Николаевны с детства был мечтой, возможностью прикоснуться к чуду.
- Помню, мне семь лет, приехала к отцу в Свердловск сразу после войны, увидела трамвай на  улице  и  обомлела.  Потом уже, когда учиться пошла в техникум во Владивостоке, на первом же трамвае весь город объехала, - смеётся наша героиня.
Жизнь Людмилы Мелехиной была нелёгкой. Ранняя смерть любимого папы, сложные отношения с мамой, два непростых брака.
- Много  всякого  было. Но добрых людей,  которые  мне помогали справиться с трудностями,  я  встречала  всегда,  - продолжает она.
Чего только стоит романтичная история с влюблённым в Людмилу моряком  по  имени Валерий, дослужившимся потом до капитана дальнего плавания. Как он сделал ей предложение уже после её расставания с первым супругом и ушёл в плавание на несколько месяцев, а она в это время решила всё-таки вернуться к  мужу и уехала в Ангарск. Как через несколько лет он приезжал сюда, чтобы найти свою любовь, но вновь их пути разминулись. Ну разве сценарии сериалов пишут не по реальным жизненным историям?
- Я к судьбе не в претензии. Жизнь мне подарила двух хороших детей, троих внуков и даже одного правнучка - лапочку  Женьку. Они меня любят, не  забывают. Дочь оформила медицинскую страховку, и,  когда несколько лет назад меня оперировали, я лежала в люксовой палате. Вот видите, ноутбук.  Недавно  пожаловалась внуку, что три года его не видела, в Москве живёт. Он тут же прилетел повидаться и ноутбук привёз, теперь по скайпу с ним общаемся, - улыбается Людмила Николаевна.
Четверть века по четвёртому маршруту
Трудолюбие - отличительная  черта её сверстников. Работать Людмила начала ещё учась в школе на Сахалине. Сидела с ребёнком одной учительницы, мыла полы и убиралась в двух зажиточных домах. За это ей немного платили да кормили. Сразу после семилетки пошла в  техникум  на  метеоролога, нужно  было  зарабатывать на жизнь. О мечте водить трамвай вспомнила,  когда  приехала  в Ангарск,  где  жили  родители мужа.
- Здесь я живу с 1960 года. Тогда    наш     город    только строился. Помню ещё юрты в Сангородке, здание агентства
«Аэрофлота»,  которое  только начали  возводить. Жили  мы тогда вместе с родственниками впятером в 16-метровой комнатке, - рассказывает Людмила Мелехина.
Четыре месяца курсов, месяц работы  кондуктором  - и  вот она  водитель  трамвая.  Четверть века Людмила Николаев- на водила трамвай по четвёртому маршруту. Потом,  когда начались   проблемы  со  здоровьем, ушла на «десятку».
- Пассажиры меня знали, а я их любила. Всегда ждала, когда видела, что не успевают. Могла выйти и помочь сесть. Они меня  ласково называли - наша Пышечка. Угощали, помогали с дефицитными товарами. Тогда трамвай был очень востребованным транспортом. Народу столько ездило - двери по- рой не закрыть было. А ещё и сзади за лестницу цеплялись, - продолжает наша собеседница. В  начале  1990-х  работать  в трамвае стало опасно. Кондукторов убрали, было несколько случаев нападения  на водителей  - у них  просто отбирали сумки  с мелочью.  Но  уйти  с любимой работы Людмилу Николаевну вынудило здоровье.
…Она  до  сих  пор  помнит каждый  отрезок  пути  своего маршрута, каждый поворот.
- Я ж  до сих пор езжу на трамвае  во сне. Не отпускает он меня. И каждый раз во сне замираю, когда прикасаюсь к нему,  - признаётся  Людмила Николаевна. - Своим нынешним коллегам я искренне же- лаю  возродить славу  нашего ангарского  трамвая.  Поднять его авторитет на тот уровень, который был у него когда-то.
Елена Дмитриева