Александр ГОРОДСКОЙ: Мы предлагаем увеличить лимит перевозки льготников до ста в месяц
16 декабря в ходе 46-й сессии Законодательного собрания Иркутской области депутаты обсудили тему общественного транспорта. С докладом о том, как в Ангарском городском округе организованы пассажирские перевозки, выступил председатель Думы АГО Александр Городской. Спикер нашей Думы подробно остановился на вопросе льготного проезда, предложил областным депутатам снять ограничение на количество поездок и рассмотреть возможность введения единой на территории всей области льготной транспортной карты. По итогам выступления мы задали несколько вопросов Александру Городскому.
- Александр Александрович, вопрос перевозки льготников сегодня актуален во всех городах. Почему именно ангарчан попросили поделиться опытом? Ведь наши жители тоже недовольны последними ограничениями.
- Ангарчане даже не представляют, как ездят льготники в других городах и районах. Даже в соседнем Иркутске льготы есть исключительно в муниципальном транспорте. Весь коммерческий транспорт возит только за полную стоимость. У нас же льготники ездят везде. Очевидно, что ангарский опыт организации перевозок, даже с учетом претензий от населения, сегодня является одним из лучших в регионе. Поэтому и попросили поделиться. И это хорошо, что область эту тему поднимает, ведь главные механизмы регулирования льготного проезда в компетенции регионального правительства. Лично я считаю, что граждане великой страны, трудом и потом заработавшие свои льготы, не должны испытывать какие-то ограничения.
- Сам муниципалитет как-то помогает социально незащищенным гражданам с перевозками?
- Конечно, есть своя программа помощи и у администрации округа. Например, в муниципальном трамвае тариф остался прежним - 16 рублей, и я знаю, что на сегодняшний день принято решение о сохранении его и на 2017 год. Депутатами Думы и администрацией, в рамках собственных бюджетных полномочий, предоставляется льготный проезд школьникам (стоимость поездки составляет 10 рублей, в том числе и для Мегета, Савватеевки, Одинска), детям из многодетных малообеспеченных семей (они ездят полностью бесплатно). Наши пенсионеры, у которых нет льгот, могут бесплатно ездить по садоводческим маршрутам с 1 мая по 1 октября. Есть в округе бесплатная перевозка инвалидов специализированным транспортом до больниц, школ, спортзалов. Суммарные затраты муниципалитета на эти цели - порядка 22 миллионов рублей в год.
- Много пишут разного про итоги пилотного проекта по внедрению электронного социального проездного билета на территории нашего округа. Так что он все-таки показал?
- Прошел год с момента начала эксперимента. За это время электронные социальные проездные билеты получили 28 320 наших граждан-льготников. Что в итоге? Бюджет Иркутской области на возмещение расходов транспортных предприятий на перевозку льготников сэкономил более 71 миллиона рублей. Достигнута прозрачность в расчетах с транспортными предприятиями - областным бюджетом оплачивается только фактическое количество совершенных гражданами поездок. Это первое. Граждане избавлены от необходимости ежемесячно посещать пункты выдачи проездных билетов - электронные проездные выданы на 5 лет. Пополнение карт осуществляется ежемесячно через платёжные терминалы ПАО «Сбербанк», на территории АГО установлено порядка 70 терминалов.
- За бюджет области радостно, но как-то за наших льготников обидно. Ограничение поездок до 30 в месяц ударило по бюджету многих...
- Неужели мы это не понимаем? Именно поэтому, выступая на сессии в ЗС от имени Думы, администрации округа, я предложил использовать сэкономленные средства для увеличения ежемесячного количества бесплатных поездок льготникам до ста в месяц. Даже при таком количестве бесплатных поездок ежегодная экономия областного бюджета по территории АГО составит больше 22 миллионов рублей. А ещё мы предлагаем разработать и утвердить порядок возмещения затрат на перевозку лиц, сопровождающих инвалида.
- Какие еще предложения услышали от вас областные парламентарии?
- Мы предлагаем ввести льготную транспортную карту, которая бы действовала на территории всей области. Представляете, как это удобно людям? Поехал льготник в Иркутск - и там тоже пользуется своим проездным. Также важно четко определить, кто имеет право выдавать льготные проездные, как граждане могут их получить, каков механизм возмещения затрат, связанных с изготовлением и выдачей льготных транспортных карт. При этом, на наш взгляд, транспортные компании не должны принимать участие в выдаче льготных проездных билетов.
- Все ругают перевозчиков, мол, алчные они, денег требуют.
- Сегодня перевозчик, какой бы он ни был - муниципальный, государственный или частный, является нашим партнёром в оказании государственной социальной услуги по реализации законного права граждан на льготный проезд. И от его бесперебойной и хорошо организованной работы зависит многое. Для того чтобы вы поехали в транспорте, перевозчик сначала вкладывает в него огромные средства: на технику, на ГСМ. И не знает, в какие сроки ему, к примеру, вернут деньги за провоз того же льготника. Все мы помним, как задерживали возмещение по несколько месяцев. Поэтому важно прописать четкий механизм сроков финансирования перевозчиков. Своевременное получение средств позволит предпринимателям работать с меньшими издержками, отказаться от привлечения заёмных средств и т. д. Такой понятный, прогнозируемый подход со стороны организатора предоставления льготы (правительства области) позволит привлечь новых перевозчиков. Мы предложили установить срок оплаты перевозчикам за перевезённых льготников до 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Еще одно наше предложение - определить для муниципалитетов, где перевозчики используют электронный учёт, безлимитный объём поездок для льготников. Это также мо-тивационная мера, но теперь уже для муниципалитетов.
- Область как-то поддерживает муниципалитеты, которые имеют свой муниципальный общественный транспорт?
- Сегодня нет. Содержание муниципального общественного транспорта, как правило, убыточно практически везде, муниципалитеты тянутся из последних сил, чтобы не дать ему исчезнуть. Нам удалось за два года значительно сократить бюджетное субсидирование трамвая, примерно со 100 миллионов рублей в год до чуть более 30. Но предприятию чрезвычайно непросто. Тарифы на электроэнергию, их динамика не позволяют нам делать радужные прогнозы. Поэтому мы предложили области установить льготный тариф на электричество для таких предприятий, разработать целевые областные программы по обновлению инфраструктуры, подвижного состава. Впрочем, думаю, муниципалитеты открыты для диалога в этом вопросе.
Мнение
Сергей БРИЛКА, спикер областного парламента:
- В рамках «Муниципального часа» мы послушали информацию от представителей трех разных территорий и видим, что ситуации везде абсолютно разные. В одном, Ангарском округе, перевозчики активные, а в другом даже дорог нет. Сегодня понятно одно: мы обязаны обеспечить нормальные, безопасные, регулярные пассажирские перевозки. При этом, конечно, нужно учитывать, что возможности муниципальных образований в решении данных проблем крайне ограничены. Мы вернемся к данному вопросу в первом квартале 2017 года для разработки программных мер по улучшению ситуации.
А как у соседей?
По словам председателя Думы Зиминского района Владимира ВАНЬКОВА, у них все жители платят за проезд в связи с отсутствием муниципального транспорта. Транспортное обслуживание населения ведут индивидуальные предприниматели, а транспортная логистика имеет значительные недостатки. Сложившаяся ситуация привела к организации транспортного обслуживания населения только по рентабельным маршрутам, перевозчики игнорируют необходимые для удовлетворения нужд населения, но непривлекательные с экономической точки зрения маршруты.
По информации председателя Думы Усть-Удинского района Людмилы СОКОЛОВОЙ, на их территории ситуация с организацией пассажирских перевозок обстоит еще хуже.
- Вопрос о пассажирских перевозках - один из самых задаваемых на всех сходах и встречах с населением района, - отметила она. - Есть маршруты, которые наши перевозчики заняли и осваивают. Например, маршрут «Усть-Уда - Игжей». Расстояние небольшое - 16 км, участок дороги - неплохой. Цена всех устраивает - 100 рублей в один край. А вот, например, до Средней Муи расстояние 100 км. Вместо дороги - просто направление, а цена проезда - 250 рублей. Перевозки осуществляются по принципу «хочу еду, хочу нет». Чтобы сократить расстояние, едут по льду. Начинаем закручивать гайки - вообще никто не выходит в рейс. Говорят: невыгодно.
Елена ДМИТРИЕВА