Александр ГОРОДСКОЙ: Мы предлагаем увеличить лимит перевозки льготников до ста в месяц

16 декабря в ходе 46-й сессии Законодательного собрания Иркутской области депута­ты обсудили тему общественного транс­порта. С докладом о том, как в Ангар­ском городском округе организованы пассажирские перевозки, выступил пред­седатель Думы АГО Александр Город­ской. Спикер нашей Думы подробно остановился на вопросе льготного про­езда, предложил областным депутатам снять ограничение на количество поездок и рассмотреть возможность введения единой на территории всей области льготной транспортной карты. По итогам выступления мы задали несколько вопро­сов Александру Городскому.

- Александр Александрович, вопрос пе­ревозки льготников сегодня актуален во всех городах. Почему именно ангарчан попросили поделиться опытом? Ведь на­ши жители тоже недовольны последни­ми ограничениями.

- Ангарчане даже не представляют, как ездят льготники в других городах и районах. Даже в соседнем Иркутске льготы есть исключительно в муници­пальном транспорте. Весь коммерче­ский транспорт возит только за полную стоимость. У нас же льготники ездят везде. Очевидно, что ангарский опыт организации перевозок, даже с учетом претензий от населения, сегодня яв­ляется одним из лучших в регионе. По­этому и попросили поделиться. И это хорошо, что область эту тему поднима­ет, ведь главные механизмы регулиро­вания льготного проезда в компетен­ции регионального правительства. Лично я считаю, что граждане великой страны, трудом и потом заработавшие свои льготы, не должны испытывать какие-то ограничения.

- Сам муниципалитет как-то помо­гает социально незащищенным гражда­нам с перевозками?

- Конечно, есть своя программа по­мощи и у администрации округа. На­пример, в муниципальном трамвае та­риф остался прежним - 16 рублей, и я знаю, что на сегодняшний день приня­то решение о сохранении его и на 2017 год. Депутатами Думы и администраци­ей, в рамках собственных бюджетных полномочий, предоставляется льгот­ный проезд школьникам (стоимость поездки составляет 10 рублей, в том числе и для Мегета, Савватеевки, Одинска), детям из многодетных малообес­печенных семей (они ездят полностью бесплатно). Наши пенсионеры, у кото­рых нет льгот, могут бесплатно ездить по садоводческим маршрутам с 1 мая по 1 октября. Есть в округе бесплатная пе­ревозка инвалидов специализирован­ным транспортом до больниц, школ, спортзалов. Суммарные затраты муни­ципалитета на эти цели - порядка 22 миллионов рублей в год.

- Много пишут разного про итоги пи­лотного проекта по внедрению элек­тронного социального проездного билета на территории нашего округа. Так что он все-таки показал?

- Прошел год с момента начала экс­перимента. За это время электронные социальные проездные билеты получи­ли 28 320 наших граждан-льготников. Что в итоге? Бюджет Иркутской обла­сти на возмещение расходов транспорт­ных предприятий на перевозку льгот­ников сэкономил более 71 миллиона рублей. Достигнута прозрачность в рас­четах с транспортными предприятиями - областным бюджетом оплачивается только фактическое количество совер­шенных гражданами поездок. Это пер­вое. Граждане избавлены от необходи­мости ежемесячно посещать пункты выдачи проездных билетов - электрон­ные проездные выданы на 5 лет. Попол­нение карт осуществляется ежемесячно через платёжные терминалы ПАО «Сбербанк», на территории АГО уста­новлено порядка 70 терминалов.

- За бюджет области радостно, но как-то за наших льготников обидно. Ограничение поездок до 30 в месяц удари­ло по бюджету многих...

- Неужели мы это не понимаем? Именно поэтому, выступая на сессии в ЗС от имени Думы, администрации округа, я предложил использовать сэко­номленные средства для увеличения ежемесячного количества бесплатных поездок льготникам до ста в месяц. Да­же при таком количестве бесплатных поездок ежегодная экономия областно­го бюджета по территории АГО соста­вит больше 22 миллионов рублей. А ещё мы предлагаем разработать и утвердить порядок возмещения затрат на перевоз­ку лиц, сопровождающих инвалида.

- Какие еще предложения услышали от вас областные парламентарии?

- Мы предлагаем ввести льготную транспортную карту, которая бы дей­ствовала на территории всей области. Представляете, как это удобно людям? Поехал льготник в Иркутск - и там тоже пользуется своим проездным. Также важно четко определить, кто имеет право выдавать льготные проездные, как граждане могут их получить, каков ме­ханизм возмещения затрат, связанных с изготовлением и выдачей льготных транспортных карт. При этом, на наш взгляд, транспортные компании не должны принимать участие в выдаче льготных проездных билетов.

- Все ругают перевозчиков, мол, алч­ные они, денег требуют.

- Сегодня перевозчик, какой бы он ни был - муниципальный, государст­венный или частный, является нашим партнёром в оказании государственной социальной услуги по реализации за­конного права граждан на льготный проезд. И от его бесперебойной и хоро­шо организованной работы зависит многое. Для того чтобы вы поехали в транспорте, перевозчик сначала вкла­дывает в него огромные средства: на технику, на ГСМ. И не знает, в какие сроки ему, к примеру, вернут деньги за провоз того же льготника. Все мы пом­ним, как задерживали возмещение по несколько месяцев. Поэтому важно прописать четкий механизм сроков фи­нансирования перевозчиков. Своевре­менное получение средств позволит предпринимателям работать с меньши­ми издержками, отказаться от при­влечения заёмных средств и т. д. Такой понятный, прогнозируемый подход со стороны организатора предоставления льготы (правительства области) позво­лит привлечь новых перевозчиков. Мы предложили установить срок оплаты перевозчикам за перевезённых льгот­ников до 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Еще одно наше предложение - определить для муници­палитетов, где перевозчики используют электронный учёт, безлимитный объём поездок для льготников. Это также мо-тивационная мера, но теперь уже для муниципалитетов.

- Область как-то поддерживает му­ниципалитеты, которые имеют свой муниципальный общественный транс­порт?

- Сегодня нет. Содержание муници­пального общественного транспорта, как правило, убыточно практически везде, муниципалитеты тянутся из по­следних сил, чтобы не дать ему исчез­нуть. Нам удалось за два года значи­тельно сократить бюджетное субсиди­рование трамвая, примерно со 100 мил­лионов рублей в год до чуть более 30. Но предприятию чрезвычайно непро­сто. Тарифы на электроэнергию, их ди­намика не позволяют нам делать ра­дужные прогнозы. Поэтому мы предло­жили области установить льготный та­риф на электричество для таких пред­приятий, разработать целевые област­ные программы по обновлению инфра­структуры, подвижного состава. Впро­чем, думаю, муниципалитеты открыты для диалога в этом вопросе.

Мнение

Сергей БРИЛКА, спикер областного парламента:

- В рамках «Муниципаль­ного часа» мы послушали информа­цию от представителей трех разных территорий и видим, что ситуации вез­де абсолютно разные. В одном, Ангар­ском округе, перевозчики активные, а в другом даже дорог нет. Сегодня по­нятно одно: мы обязаны обеспечить нормальные, безопасные, регулярные пассажирские перевозки. При этом, конечно, нужно учитывать, что воз­можности муниципальных образова­ний в решении данных проблем край­не ограничены. Мы вернемся к данно­му вопросу в первом квартале 2017 года для разработки программных мер по улучшению ситуации.

А как у соседей?

По словам председателя Думы Зиминского района Владимира ВАНЬКОВА, у них все жите­ли платят за проезд в связи с отсутствием муниципаль­ного транспорта. Транспортное обслуживание населе­ния ведут индивидуальные предприниматели, а транс­портная логистика имеет значительные недостатки. Сложившаяся ситуация привела к организации транс­портного обслуживания населения только по рента­бельным маршрутам, перевозчики игнорируют необхо­димые для удовлетворения нужд населения, но непривлекательные с экономической точки зрения маршруты.

По информации председателя Думы Усть-Удинского района Людмилы СОКОЛОВОЙ, на их территории ситуация с организацией пассажир­ских перевозок обстоит еще хуже.

- Вопрос о пассажирских перевозках - один из са­мых задаваемых на всех сходах и встречах с населе­нием района, - отметила она. - Есть маршруты, кото­рые наши перевозчики заняли и осваивают. Напри­мер, маршрут «Усть-Уда - Игжей». Расстояние не­большое - 16 км, участок дороги - неплохой. Цена всех устраивает - 100 рублей в один край. А вот, на­пример, до Средней Муи расстояние 100 км. Вместо дороги - просто направление, а цена проезда - 250 рублей. Перевозки осуществляются по принципу «хо­чу еду, хочу нет». Чтобы сократить расстояние, едут по льду. Начинаем закручивать гайки - вообще никто не выходит в рейс. Говорят: невыгодно.

Елена ДМИТРИЕВА