В эпиЦентре пожара. Как погибал в огне крупнейший в Ангарске торговый дом

- Села как влитая, - одобрительно кивнула Марина ГАВРИЛОВА, когда в её небольшом отделе верхней одежды я подобрал по плечу добротную весеннюю куртку. - А к маю приходите за ветровкой: будет из чего выбрать - новое поступление ожидаю, - с улыбкой закинула мне на прощание удочку частный предприниматель.

Дело было в пятницу. Уже во вторник вечером магазинчик Марины на третьем этаже торгового комплекса «Центр» выгорал дотла. Десятки бизнесменов в бессилии что-либо сделать стояли за оцеплением на улице и наблюдали за тем, как их дело, имущество и доходы гибнут в бушующем огне.
На сирену не обратили внимания
Новость о том, что «Центр» горит, шокировала весь Ангарск. Уже спустя час после того, как на пульт дежурного поступило сообщение о возгорании, люди заваливали соцсети фото- и видиофайлами, лихорадочно отправляя друг другу кадры начала пожара. В 20.00, пожалуй, каждый ангарчанин от Цементного до Нового-4 знал в подробностях, что первыми загорелись картонные коробки, сваленные во дворе возле парковки прямо к стене. Каждый знал, что в считанные минуты раздобревшее на мусоре пламя принялось поедать кровлю одноэтажной пристройки. Но никто не мог знать, каких масштабов примет бедствие в ближайшие несколько часов.
- Сейчас потушат, надо хоть кассу подбить - не успела, - раздавалось в гуще эвакуированных, когда наши журналисты прибыли на место происшествия. - У нас учебная тревога каждый день воет - мы на сирену даже не среагировали. Поняли, что горим, только когда перепуганные люди со второго этажа начали бежать, - добавил кто-то ещё одну реплику в общее ожидание.
Ещё на стадии коробок заметившие пламя владельцы припаркованных рядом автомобилей пытались погасить огонь собственными огнетушителями - не вышло. Теперь более сотни очевидцев: арендаторы торговых помещений, продавцы, многочисленные посетители и просто зеваки - наблюдали за действиями пожарных.
В кошки-мышки с огнём
Для тушения разыгравшегося не на шутку «красного петуха» был поднят весь состав 3-го отряда ФПС по Иркутской области, несущего службу на Ангарской территории. Непрерывную борьбу с огнём вели 16 единиц техники и 57 человек личного состава. В едком дыму (это пламя добралось до пластиковых внутренностей центра) работали 6 звеньев газодымозащитной службы. Были подключены специалисты противопожарной службы АЭХК, «Иркутскэнерго», доставлены подъёмники и автоцистерна с АНХК. Ещё одну автоцистерну отправили в помощь из Иркутска.
- Ребятам надо сказать большое человеческое спасибо, - уже после рассказывал нам известный ангарский фотограф Виктор ГРИГОРЬЕВ. Увидев в вечернем небе над 11-м домом в 73 квартале чёрный столб дыма, ангарчанин вооружился фотоаппаратом и отправился к «Центру» фиксировать работу специалистов. - Люди буквально жизнями рисковали. С самого начала дело осложнял порывистый ветер (15 метров в секунду). А после того как под его действием пламя мигом добралось до основного здания, бороться с огнём стало в разы сложнее. Проблем добавила возникшая воздушная тяга из лифтовой шахты. На одном из сделанных мною кадров хорошо видно, как спустя несколько часов борьбы с огнём с правой стороны фасада вырвалось пламя из вентиляционной трубы, хотя до этого признаков возгорания в том крыле не было. Невозможно было предугадать, как поведёт себя огонь в следующую секунду.
Это же подтверждает и начальник пожарно-спасательного гарнизона Ангарского городского округа Роман ПОДХОЛЗИН.
- Пожар на пристрое был ликвидирован уже в 20.55, - рассказывает он. - Но усилившийся ветер успел донести огонь по деревянным перекрытиям к основному зданию, чего мы и боялись. Дальше класс пожара приобретал совершенно иной уровень сложности.
Молодёжь страшнее пожара
В разгуле огненной стихии языки пламени пролили свет на человеческие качества сотен людей.
- Кому-то из очевидцев сквозь оцепление удавалось проносить взмокшим от усталости и жара огнеборцам еду, - вспоминает Виктор Григорьев. - А кто-то из любопытных ротозеев специально прикатывал из других частей города поглазеть на пепелище, перекрывая своими автомобилями подъезды технике. Пожарным на матах приходилось отгонять раззяв, чтобы подобраться поближе к огню. Но больше всего меня шокировала молодая пара. Я стоял на горе снега в 73 квартале и снимал, как трагично обрушивается вниз надпись «Центр». Сверху на неё потоком падала вода, а в свете огня казалось, будто бензином поливали. В общем, горькое зрелище. Так вот в это самое время у меня за спиной парочка лет по двадцать ликовала, как же это всё весело. «О, третий этаж в огне! Смотри, и крыша горит!» Им не было жаль сотен людей, которые сейчас теряли работу. Такая молодёжь страшнее любого пожара.
Горел не «Центр», а швейная фабрика
Пока все следили за ходом схватки с огнём, самые бескостные на язык выдвигали смелые предположения: «Да в «Центре» люди погибли! Да жителей соседних домов эвакуировать начали - скоро и их крыша загорится!». Весь этот трёп быстро развеялся. В отличие от трагедии в Кемерово в Ангарске смогли предотвратить гибель людей. Из соседних домов тоже никого эвакуировать не потребовалось. Из своих окон жильцы с грустью наблюдали, как полыхает крыша «Центра». Была среди печальных зрителей и та, кому в эти секунды приходилось больнее всего. Да и следила она не за уничтожением здания торгового дома. Пожилая ангарчанка смотрела, как горит её родная швейная фабрика, которую она строила вместе с другими и директором которой была долгие годы.
- Я всю ночь уснуть не могла, - говорит Анна Алексеевна ЖАРКОВА. - Глядела, как горит моя фабрика, которую мы создавали, в которой так славно работали. А сейчас там угли. Не пойму, как это могло получиться? В своё время у нас на конвейерах кругом было море электричества, но ни разу даже мелкого возгорания не случалось. Думаю, вся вина на теперешних владельцах здания. Кто там, москвичи? А ещё на управляющих. Понапичкали пристроек, а теперь у людей такая трагедия.
Раздосадованный обвинитель
Никуда не денешься, есть у людей такая черта - искать виноватых. Как-никак, общая площадь пожара более чем в 700 «квадратов» и сотни человеческих драм к этому подталкивают. Но если одни факторы или люди виноваты объективно, то других мажут сажей, не разобравшись.
Видимо, раздосадованное безуспешной шестичасовой борьбой с огнём руководство Главного управления МЧС России по Иркутской области поспешило опубликовать на своём сайте новость о пожаре, уточняя, что во время тушения в системе противопожарного водоснабжения не было соответствующего давления для бесперебойной подачи воды. В этом начальники областного МЧС обвинили «Ангарский Водоканал».
- Это неправда, - уверен директор МУП «Ангарский Водоканал» Александр АЛЕКСЕЕВ. - Все гидранты, за которые мы несём ответственность, исправны. Я предполагаю, впопыхах пожарные пытались подключиться к гидрантам, которые находятся на балансе самого «Центра». За их состояние я отвечать не берусь. У нас перебоев с подачей воды не было. В свете пожара мы, наоборот, рискнули и дали избыточное давление 15 литров в секунду. И за свой риск мы уже ответили - всю ночь ликвидировали аварию в 6а микрорайоне. Я предлагаю господам из МЧС, кроме извинений в адрес «Водоканала», написать опровержение на своем сайте в досудебном порядке, иначе, кто меня знает, я пойду до конца и подам документы в суд. Там я буду оперировать не эмоциями досады, а объективными железными данными, взятыми не с моих приборов, а с датчиков независимых контролирующих органов. Уж поверьте, правду мы докажем.
Фото Виктор ГРИГОРЬЕВ