«УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВСЁ САМОЕ ЛУЧШЕЕ»

«...Наша-то цель научить их не алгебре и геометрии, а сделать так, чтобы они нашли своё место в жизни. Синусы и косинусы на кухне никому не нужны», - объясняет кому-то по телефону Александр ЧИКИШЕВ.
Жду в приёмной, когда директор повесит трубку. Ловлю себя на мысли - сколько бы лет ни прошло после моего выпускного, в любую школу захожу с особым трепетом и волнением.  
В декабре «роману» Александра Чикишева со школой No24 исполнится 12 лет. За это время руководитель успел четыре раза принять участие в престижном федеральном конкурсе «Директор школы». В этом году вошёл в число финалистов.
- Выполню новое домашнее задание и поеду защищать. Впереди ещё два этапа. У меня спортивный характер, хочется быть первым. Я стал заслуженным тренером по стрельбе из арбалета, судьёй всероссийской категории. Дальше мне неинтересно, да и выше уже некуда. Добился того, чего хотел. Здесь точно так же. Меня сейчас пригласили в журнал «Директор школы» экспертом - уже уровень. Если я сейчас в этом конкурсе побеждаю – в тройку войду или, не дай бог, еще выиграю, то у меня пропадёт желание совершенствоваться, а хочется, чтобы остался задел на будущее. Вот такое противоречие! – объясняет Александр Анатольевич.
Пацан сказал - пацан  сделал
- Как замотивировать детей на учёбу?
- Как-то на учёбе нам приводили пример. В Индонезии было цунами, и вода ушла с берега. По закону сохранения
энергии она должна была вернуться. Это физика, школьная программа. Но люди пошли собирать ракушки. Сейчас этих людей в живых нет. Закон они знали, конечно же, а применить не смогли. Их жить не научили. Математику, например, уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит.
Сегодняшние дети очень часто попадают в стрессовые ситуации, но зачастую выбираться из них не умеют. Чтобы их научить решать проблемы, эти самые проблемы им нужно создавать и помогать выходить из них. Иногда родители приводят ребёнка, который в другой школе почему-то не прижился. Спрашиваю: чего пришёл? Учиться будешь? Сможешь? Кивает. Разговариваю и записываю всё, что обещает. Потом показываю ему листочек и предлагаю заключить джентльменский договор. А если не выполнишь - что будет? Потом я понял, что понятие «джентльмен» для современных детей незначимо. А вот если я сейчас с ним заключу договор «пацан сказал - пацан сделал», его можно направить в нужную сторону. Много есть таких приёмчиков.
- Трудно ли понимать современных детей?
- Директор сегодня – это больше менеджер, чем учитель. В советское время директором становился лучший учитель. Сейчас ситуация другая. Директор - это и менеджер, и юрист, и хозяйственник, и строитель, и инженер, а уж потом педагог. Когда к директору страшно идти, то это не самый лучший директор. Не должен он быть цербером каким-то, которым пугают учеников. Бывают, конечно, случаи, когда нужно перевоспитывать. Вот
недавно привели ученика с судимостью. Верят, что можем исправить. Примеры есть. Если он один раз оступился, это же не значит, что жизнь закончена. Его же нужно выпустить в жизнь, показать, что и он что-то может делать иначе.
Сегодня в журнале читал статью о шведской системе образования. Многие моменты можно внедрить и в российскую практику. Я уже думаю об этом. У них, например, нет линеек, как у нас, когда пришли сцветами-шарами-бантами. Есть слово директора, оформленное в форме брошюры. В ней прописаны все правила
школьного распорядка вплоть до мелочей. Своеобразный договор между родителями и школой. Мы же не всегда имеем возможность многое донести до родителей. На собрания приходят не все. Мы их не видим, не слышим.
Школа эффективна, если дети хотят в неё попасть
- Каким критерием определяется успех школы?
- Для меня критерий оценки - родители. В конкурсном задании, которое привело меня к финалу, я об этом рассуждал. Нашу школу окружают так называемые рейтинговые школы - No10, 27, лицей No1. За каждой школой закреплена определённая территория. До  1 июля мы берём только своих, потом уже остальных. Сейчас «своих» у нас 40-45 первоклассников ежегодно, но набираем мы больше ста. Это всё потому, что рейтинг нашей школы тоже достаточно высокий, к нам родители приводят детей из других районов. В этом году  1 июля набор был закрыт. На  1 сентября у нас четыре первых класса. Мы бы с радостью набрали и пятый, и шестой, но площади не позволяют. И вот это желание родителей попасть к нам для меня очень значимо. Мы стараемся сделать учебный
процесс комфортным с самого начала. Открыли школу первоклассника, которая позволяет детям не испытать жуткий стресс 1 сентября. Нам важно, чтобы они пришли не из детского сада, где они играют в школу, как в больницу или магазин, а чтобы увидели настоящую школу, с настоящими учителями, сели за настоящие парты. Они ходят в «большую» школу, привыкают к ней, а потом, 1 сентября, приходят уже как к себе домой и планомерно начинают учёбу.
Как гаджеты из проблемы  превратились в помощников
- А чему вы учитесь у детей?
- Один пример, и сразу всё станет понятно. Большая беда у нас была - телефоны: отвлекают, создают проблемы. К этой теме всегда было негативное отношение. Случай был такой. Лет 6-7 назад у одного из учеников украли дорогой телефон. Приходит мама, предъявляет претензию. Говорит, мол, возмещайте. Я открываю ящик стола, достаю телефон самый простой, тот, который у меня был и меня устраивал, и советую ученику: «Руслан, купи телефон вот такой, у тебя его никто не украдёт». Он мне отвечает: «Кто я, по-вашему, дурак, чтобы с та-
ким телефоном ходить?!». Тут я и понял, что это я для него дурак! Пошёл и купил себе хороший телефон. Разве я могу быть для своего ученика дураком?! Он не сможет меня уважать. Я считаю, что учитель должен иметь всё самое лучшее. Если учу подводному плаванию - лучший акваланг и костюм, если учитель математики придёт на урок с машинкой «Феликс», а ученик хотя бы с калькулятором, он уже будет выше преподавателя. Моё убеждение: если ученик превзошёл учителя, учителю пора уходить. После этого случая с Русланом ситуация с гаджетами в школе поменялась кардинально. Мы их даже приветствуем. Многие ученики не носят учебники, у них всё в планшетах. У нас третий поток первоклассников учится по электронным книгам. Мы смогли сделать так, чтобы из проблемы телефоны превратились в помощников, средства обучения. Библиотеку нашу тоже постепенно переводим на электронный формат.
- Не было желания уехать в другой город?
- Не скрою, были варианты уехать в Новосибирск, в Москву. Это было то время, когда у нас было плохо. Сейчас стало лучше, смысла нет куда-то ехать. Мне комфортно здесь жить и работать. Сейчас Ангарск становится и красивее, и значимее, что ли. Я говорю это не из лести. Я почему пошёл в депутаты, хотя человек совсем не публичный? Помните несколько лет назад, когда Дума сама себя распускала, доходило до абсурдных ситуаций? Хотелось всё это прекратить. Считаю, что эту задачу мы выполнили. Как депутаты Думы мы стали неинтересны для прессы - нет ни драк, ни интриг. Улицы, дороги ремонтируются, город живёт! А то, что нет работы у журналистов, - это хорошо. «Криминал» теперь нужно из пальца вытянуть. И вытягивают ведь, жизнь стала лучше. И мне непонятно, как это можно не замечать.

Беседовала Наталья СИМБИРЦЕВА