Между нами варят лёд
Наш корреспондент узнал секреты заливки льда на арене «Ермак»
Если время великих хоккейных побед, как правило, приходится на весну, то почву, а вернее лёд для суровых мужских баталий готовят ещё летом. Начало полного ожиданий нового сезона немыслимо без свежего покрытия на главной спортивной арене Ангарска. Чтобы оранжевая дружина провела первую ледовую тренировку в назначенный срок, на профессиональную вахту для подготовки ровной холодной тверди вышли мастера своего дела. Фронт работ обозначен: разметить, залить, отполировать. Но сперва… покрасить.
Малярные работы с размахом
Вы скажите, ну зачем красить лёд? Да, покраска травы к приезду генерала давно стала классикой анекдотичной действительности России, но в делах ледовых всё куда логичнее. Чёрная шайба на унылом сером поле смотрится не очень, а уж эффективность рекламы на площадке падает в разы. Поэтому для зрелищности и эстетичности белизну любимого всеми фанатами прямоугольника 60 на 30 метров на большой арене «Ермака» обеспечили около 140 килограммов краски и трудолюбивые руки сервис-бригады. На протяжении недели обычными валиками парни приводили площадку в привычный внешний вид. Сразу стоит оговориться: красят не лёд, а бетонную плиту-основание - сердце любого профессионального катка.
Операции на сердце
Это только на первый взгляд бетонная плита выглядит как бесхитростный каменный остов. На самом деле в 30-сантиметровой толще бетона скрываются сотни трубок, по которым поступает охлаждающая жидкость. Прежде чем начать заморозку льда, плиту-основание необходимо охладить. Оживают агрегаты, компрессоры и насосы гонят по венам и артериям ледового комплекса тонны тосола. Мощность этого громадного холодильника позволяет за сутки остудить бетонную глыбу до 7 градусов ниже нуля - это рабочая температура хоккейной площадки. Но тут главное - соблюдать меру: резкие перепады температур могут нанести остову необратимые увечья. Потому техники работают не спеша, строго по графику - понижают температуру на полградуса каждые два часа. Когда заветная отметка на термометре достигнута, наступает время… рекламной паузы.
Укладка рекламных баннеров, а вместе с ними и игровой разметки напоминает хлопоты дачников над любимыми грядками. Из обычной пластиковой бутылки рабочие поливают специальную цветастую сетку холодной водой и разравнивают её малярным валиком (основу разметки и баннеров составляет сетка, производимая в Канаде. Под ледяной твердью она смотрится куда ярче своей бумажной предшественницы). Здесь самое главное - аккуратность и точность. Малейший пузырёк или складка могут испортить внешний вид до следующей заливки. После того как аппликации намертво примёрзли к основанию, самое время переходить к самому важному и долгожданному виду работ - непосредственной заливке льда.
Варка льда - искусство
- Толщина ледового покрытия обычно достигает 4-5 сантиметров, - рассказывает водитель лёдозаливочного комбайна «Олимпия» Дмитрий КОРОВИН. На «Ермаке» мужчина колдует над варкой льда уже на протяжении 10 лет. - Вначале из шланга подаётся холодная вода - так быстрее наращивается ледовая подушка. Но для профессионального хоккея такое покрытие ещё сыровато - не такое мягкое, цепкое и гладкое. На финальном этапе заливки на лёд мы выезжаем уже на тяжёлой технике.
Дмитрий рассказал, что, когда только начал осваивать лёдозаливочный комбайн, не мог привыкнуть к его габаритам, но практика быстро всему научила. Сегодня Дмитрий играючи нарезает круги по площадке. За один заливочный рейд комбайн проезжает около километра.
Заливка катка с помощью «Олимпии» состоит из трёх основных этапов: срезание и уборка старого покрытия, заливка нового слоя, итоговые - полировка и разравнивание. Внутри комбайна расположено двухметровое стальное лезвие, очень прочное и очень острое. Впрочем, и такой нож раз в две недели необходимо точить. После «нарезки» ледяную стружку собирает специальный шнек и отправляет в кузов машины. Параллельно свежеочищенный лёд заливают горячей водой (не менее 40 градусов по Цельсию), которая равномерно распределяется по всей площадке. В бак машины входит целых 800 литров.
- Лёд на «Ермаке» пустует только глубоко за полночь, - со знанием дела продолжает Дмитрий. - Тренировки здесь идут чередой с раннего утра. Само собой, это серьёзное испытание для ледового покрытия. За день мы по 10-12 раз выезжаем на площадку, чтобы подрихтовать царапины - чего уж говорить об ответственных играх? Там здоровые мужики с покрытием не церемонятся. Тут уже после каждого периода необходимо наше вмешательство. Работа у нас как в песне: на первый взгляд как будто не видна. Но не делай мы того, что делаем, и сразу начнутся проблемы. У нас ведь классные хоккеисты, и кататься они должны на первоклассном льду.
Максим ГОРБАЧЁВ