Артистов «Шкоды» видно сразу. Режиссёр Ольга ГОРБУНОВА о талантливых детях и остросоциальных спектаклях

Школьный коллектив организованных дружных артистов - так расшифровывается название театра-студии «Шкода». В этом году ему стукнуло 32 года, а «Шкода» всё такой же - озорной, непоседливый, любознательный. И даром что играют в театре не только школьники со второго класса, но и студенты, работяги и мамы с малютками. Главное, возраст не в паспорте, а в душе.
«Шкода» - гордость и очаг культурного жизни микрорайона Китой. Сегодня дом театра располагается в школе-громадине №11. Туда мы и отправились, чтобы побеседовать с режиссёром театра Ольгой Горбуновой.

Бродячие артисты
- Ольга Сергеевна, вы китойская?
- Да, я всю жизнь здесь прожила. В своё время, придя в первый класс, точно так же, как и многие другие артисты «Шкоды», я заболела театром. Наверное, в этом отчасти виновата генетика. Моя мама тоже режиссёр, а основатель «Шкоды» Альбина Викторовна МЕЛЬНИКОВА, приведшая меня за ручку в театральный мир, помимо прочего, была моей крёстной. Так я к «Шкоде» и приросла. После школы поступила в техникум на заочное отделение, параллельно работала лаборантом при театре, помогая с декорациями и костюмами. Потом поступила в Академию культуры и искусств на режиссёрское отделение, а уже на третьем курсе стала педагогом по актёрскому мастерству. Когда же Альбина Викторовна трагически рано ушла из жизни, нужно было ни в коем случае не дать распасться её детищу. Так я подхватила родной театр.
- В 2018 году вместе с сотнями ребят микрорайона «Шкода» справила новоселье в новом здании школы. В каких условиях вы играли и репетировали до этого?
- Раньше наш театр базировался в Доме культуры «Лесник», и мы работали вполне комфортно. Весёлая жизнь началась с закрытием ДК на ремонт. Мы в прямом смысле слова стали бродячими артистами. Ютились то в спортзале, то в музыкальном классе детского сада, затем и вовсе переехали в здание управляющей компании. По соседству выдают квитанции, бегают слесари, а мы тут дроби бьём. Но даже в те времена для ребят не было больше счастья, чем бежать после уроков на репетицию. Жизнь пошла на лад, когда после ремонта открыли обновлённый «Лесник», а ещё через два года мы переехали в свежепостроенную школу. В этих стенах театр по-настоящему задышал. У нас уютная гримёрная, своя костюмерная, репетиционная, большая сцена. Красота!
- Сегодня «Шкода» собирает в Китое аншлаги?
- Наши спектакли смотрят вся начальная школа, старшеклассники и жители микрорайона. Но, увы, былых аншлагов уже нет. Всему виной пандемия, на два года лишившая нас зрителя. Сейчас мы стараемся возрождать с ним утерянную нить.
Колючный ёжик
- Как вам удаётся увлечь детей, чтобы они полностью отдавались театральному процессу?
- С ребятами старшего возраста всё просто. Они знают, зачем приходят на репетиции, с ними занимаешься только постановочной частью. А вот с горохом, который норовит стоять на ушах, приходится повозиться. 80% работы с малышами составляет воспитание и лишь оставшиеся 20% - постановочный процесс. Тут важны личная энергия педагога и его умение направить неуёмную энергию ребятни в нужное русло. А ещё большую роль играет репертуар. Мое режиссёрское кредо: мы с ребятами всегда вместе выбираем материал для постановок. Ведь не могу же я, к примеру, заставить артистов ставить «Курочку Рябу», если они не хотят. У детей должны гореть глаза. Поэтому со стартом нового театрального сезона мы, как правило, начинаем репетировать только в конце октября, а первые два месяца методично, но жадно вчитываемся в тексты в поисках интересной литературной основы для спектаклей.
- Что юным артистам даёт театр?
- Театр - это отличный трамплин для развития личностных качеств ребёнка: его внимания, памяти, речи. Но прежде всего театр - это социализация. Нередко к нам приходят внутренне зажатые ребятишки. Зато когда по прошествии времени мы с ними приезжаем на какие-нибудь мастер-классы, все говорят, что наши дети отличаются, они живые и непосредственные. Ещё люди со стороны отмечают, что в артистах «Шкоды» много меня. Поскольку я не считаю себя плохим педагогом, принимаю это исключительно в качестве комплимента.
- К слову, о социализации. В 2019 году вы поставили спектакль «Третий лишний», актёрами которого стали особенные дети. Как родилась эта идея?
- С предложением поставить такой спектакль на меня вышли специалисты Центра поддержки общественных инициатив. Признаюсь, я не сразу согласилась. Испугалась, что не смогу работать с особенными ребятами, ведь у меня не было большого опыта общения с такими детьми. Но сотрудники ЦПОИ обещали помочь, и мы начали репетировать на базе интерната №1. На первых занятиях нам было непросто найти общий язык. У этих детей свой мир, они иначе выражают свои мысли. Были и смешные ситуации. Например, я говорю: «Стоп, повторяем реплику ещё раз», а ребёнок повторяет за мной слово в слово: «Стоп, повторяем реплику ещё раз». Детвора называла меня господин режиссёр, а мальчишка, игравший ёжика, всё не мог выговорить слово «колючий». Наш ёжик говорил «колючный», и я решила оставить это в финальной версии. Заминка даже придавала ёжику некого шарма. Да, он неправильно говорящий, зато как старается! После премьеры я увидела, как трогательно ребята, прожившие вместе два месяца репетиций, хвалили друг друга: «Ты такой классный актёр!», «У тебя так здорово получилось сыграть зайца!», «Ты вышел на сцену и даже не застеснялся».
Пушкину негде жить
- У каждого хорошего театра есть своё лицо. Какое оно у «Шкоды»?
- Мы делаем акцент на пластике, движениях и не бытовых спектаклях. Есть театры, в постановках которых на сцене обязательно должны стоять стул, стол, кресло, кровать. Мы ищем неизбитые приёмы, чтобы минимизировать эксплуатирование таких интерьеров, а спектакли смотрелись стильно и атмосферно. Наша изюминка ещё и в том, что мы поднимаем острые социальные проблемы. Мы ставили спектакль «Стена живых» о стариках, которые остаются никому не нужными и умирают в одиночестве. Взбудоражил зрителя и спектакль «Ганди молчал по субботам» о разводе родителей глазами ребёнка. С ним мы однажды даже выступали в исправительной колонии.
- Для школьного театра процесс изготовления декораций - головная боль?
- Конечно, но, к счастью, нам всегда приходят на выручку родители: то материалами, то золотыми руками. Школа тоже активно поддерживает. Кстати, на прошедшем областном фестивале «Театральная карусель» одна из наших мам получила диплом за лучшую сценографию спектакля.
- Театральная закалка определяет профессиональный выбор ваших воспитанников?
- Много наших ребят решили связать жизнь с педагогикой, а одна моя ученица после педколледжа поступила в Алтайский государственный институт культуры на режиссёра любительского театра. Девушка уже окончила третий курс и планирует работать в «Шкоде».
- Чем вам запомнился минувший театральный сезон?
- Мы успели выпустить два премьерных спектакля. Один из них - «Загадка таинственного секрета, или Большая меховая папа» по пьесе Ксении ДРАГУНСКОЙ. Это история об озорных учениках из посёлка Ёжкины Кошки, которые однажды так набедокурили, что в школу вызывают пап! Всё бы ничего, да только юные сорвиголовы все как один воспитываются мамами. Дети решаются разыскать своих настоящих пап, в этом им помогают дружба и находчивость. С этим спектаклем мы выступили на областном фестивале «По страничкам любимых сказок», и две наши девчонки получили дипломы за лучшую актёрскую работу.
Второй большой спектакль, «Пропавший слух эпохи», готовила старшая группа. Это фантасмагория на тему сохранения культуры. К женщине по имени Эра Николаевна по одному начинают являться классики: Антон Павлович Чехов, Николай Васильевич Гоголь и Александр Сергеевич Пушкин. Все они сетуют на то, что бумажные книги больше никто не читает, поэтому библиотека закрылась и им негде жить. Этот спектакль мы играли на «Театральной карусели». Планируем показать его и на областном фестивале в Утулике.
- Какой спектакль вы мечтаете поставить?
- Я ещё не ставила спектакля о войне. Жду, когда дети созреют. Им пока тяжело психологически: когда мы читаем произведения о войне, ребята не могут сдержать слёз. А ещё мечтаю поставить классику. Я обожаю тех же Чехова и Гоголя. Но как поставить классическое произведение, чтобы оно зазвучало по-новому и было в стилистике нашего театра? Это задача со звёздочкой. Пока идея пестуется в голове. Надеюсь, скоро мы воплотим её в жизнь на нашей сцене.
Максим ГОРБАЧЁВ
Любовь ЗУБКОВА