Окно в другую цивилизацию

С ангарчанином Владимиром Красильниковым мы познакомились благодаря... Монголии. Вернее, интересу к этой стране. На днях в клубе путешественников ДК «Нефтехимик» Владимир рассказывал о своём опыте туризма в страну Чингисхана. После любопытной лекции я задала ещё несколько вопросов.
Маршрут строили  по «пачке сигарет»
- Владимир, вы заядлый путешественник?
- Можно так сказать. Любовь к туризму, природе мне привил отец, мы со школы много где с ним бывали. Туризм я люблю самый разный: пеший, горный, водный, всё, что связано со сплавами на наших реках. Позже пришла моя очередь путешествий с сыном. Когда в 2006 году мы впервые на одной машине поехали с ним по Монголии через Хубсугул, это была настоящая авантюра. У нас не было карт, а навигация тогда не была развита. Ехали, что называется, «по пачке сигарет». Вместо подробной карты — общая схема страны, распечатанная из Интернета, размером с тетрадный листочек. Когда монголы её видели, они плакали. Когда в очередной раз в середине страны я «взял языка» (так я называю операцию по выяснению у местных жителей направления движения), он подарил мне большую и подробную карту. Она до сих пор со мной.
- А что за карта нарисована на капоте вашего автомобиля?
- Карта Монголии. Её мне нарисовали ребята из иркутского «Автографа». В какой-то момент, в очередной раз разложив карту страны на капоте, я понял, что удобнее будет её прямо на нём и нарисовать. Кроме самой карты, на капоте изображены какие-то важные для монголов символы. Когда они видят эту картину, сразу проникаются каким-то гигантским уважением.
Мифы о Монголии
- Вы же были во многих странах. Почему именно Монголию так выделяете?
- Да, я объездил всю Юго-Восточную Азию, Южную Америку. А в Монголии был больше двадцати раз. И всем ангарчанам, иркутянам советую обязательно побывать в этой удивительной стране. Почему? Во-первых, потому что она самая доступная географически. Меньше суток езды на автомобиле - и ты уже в Улан-Баторе. Четыре часа от Иркутска - и ты на Хубсугуле. Во-вторых, поездка туда может быть очень бюджетной.
В-третьих, Монголия географически разнообразная страна. Не надо думать, что это только степь и пустыня. За один день из пустыни можно добраться до горных вершин высотой до 4700 метров. Таких даже в Саянах нет. Можете увидеть ледники, водопады, вулканы.
- Говорят, что в Монголию лучше ехать на джипе...
- Ещё один миф, который придумали сами джиперы. Конечно, там много пространства и для трофи, и для ралли-маршрутов. Но все основные исторические и туристические центры Монголии соединены хорошими асфальтовыми дорогами. Поэтому я утверждаю: автопутешествие по Монголии возможно абсолютно на любой машине.
- Несколько лет назад Монголия ввела безвизовый въезд для российских туристов. Страна сделала ставку на россиян?
- Я бы сказал, вообще на развитие туризма. В Монголии очень много путешественников из разных стран. Россияне, можно сказать, к ним присоединились. В какой-то момент наши туристы устали от гламурного, пакетного туризма. Стал популярным туризм приключенческий, аутентичный, познавательный, когда людям интересно проехать по местам силы, религиозным храмам. Вот вы знаете, что на границе Монголии и Китая есть второй вход в Шамбалу? Это место поклонения монголов, которое существует несколько сотен лет. Там есть такой ритуальный шар, весь обвешанный хадахами, и если к нему прислониться, то можно почувствовать небольшую вибрацию и во рту появляется металлический привкус. Не знаю, чем это объяснить, возможно, в этом месте сходятся какие-то геомагнитные поля.
Банк в... юрте
- Говорят, что в Монголии очень чтут традиции, в Улан-Баторе можно увидеть людей в национальных одеждах...
- Да, это удивительная страна, где перемешаны прошлое и самые современные вещи. Окно в другую цивилизацию. Например, в степи меня привели в большую юрту, которая оказалась... отделением главного монгольского банка. Внутри вам и настоящий ресепшен, и банкомат. Многие монголы до сих пор живут в юртах, даже в столице, ходят в национальных халатах, занимаются традиционным скотоводством. Вот вы знаете, как до сих пор хоронят в аймаках? Однажды мы остановились в степи. Я увидел в траве какие-то непонятные вещи: халат, сапог. Поднимаю его, а оттуда вываливаются... человеческие кости. А потом я понял: то, что я вначале принял за камни, это человеческие черепа. Оказывается, монголы привязывают умершего в седле и отправляют коня в степь. Через какое-то время лошадь сбрасывает «седока». Дальше ветер и солнце делают своё дело. И это не варварство. Монголы в большинстве своём буддисты, которые считают, что тело человека -всего лишь временное пристанище для души. Поэтому место захоронения и места поминовения у них разные. Но лично для меня Монголия - это место какого-то вселенского спокойствия. Когда я заезжаю в эту страну, время для меня как будто останавливается. Я перестаю стареть. Как сказал один путешественник, побывав в Монголии, я осознал, что такое «ничто». Я как-то сказал жене: «Если бы я был королём, я бы пошёл работать почтальоном в Монголии!»
Подарок от жены
- Вы путешествуете вместе с супругой?
- Да, с Леной мы практически всегда в поездках вместе, она меня понимает, как никто другой. Когда-то мы вместе с ней изъездили на квадроцикле всё вокруг Хубсугула, открыли несколько горных перевалов. У нас даже день рождения в один день - 22 апреля. В этом году она подарила мне билеты в Непал - знала, как я хочу побывать там. Месяц я провёл в этой стране, впечатления незабываемые.
- Побывав в разных странах, вы точно можете назвать лучшее место на Земле.
- Лучше родного дома ничего нет. И даже искать не стоит. Это я понял не сразу. Признаюсь, даже мысли об эмиграции были. Мы не ценим многие вещи, которые нам даны от рождения. Вот вы знаете, что в Южной Америке нет системы отопления в домах? Потому что у них нет ресурсов на это. Поэтому они привыкли жить в холоде. Однажды, находясь в очередной поездке, я понял, что меня что-то тревожит. А когда вернулся в Ангарск, поехал в наше зимовье в лесу, развёл огонь и понял, что успокоился. Я соскучился по открытому огню.
Елена ДМИТРИЕВА

ИСТОРИЯ ОДНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ

Пик Отгон-Тэнгэр в Монголии - место святого поклонения буддийскому божеству дхармапале Ваджрапа. Мощная гора - 4023 метра. Это доминирующая вершина в Хангайском хребте. Огромная ледяная шапка вечным покоем лежит на вершине. Уже при
одном взгляде на неё понимаю, что без ледорубов делать там нечего. А их-то у нас и нет!
В Буянте находим местного кузнеца и из старых спинок от кровати выковываем нормальные такие альпенштоки. Монгол с женой угощают нас оротом. Это местный кисломолочный продукт. Вкус, мягко говоря, на любителя. Денег за работу не берёт. Прикинув, что у нас лишнее, выуживаем из пикапа новую металлическую канистру. Кузнец тащит нас в гэр и усаживает есть свежесваренного барана. В гэре очень чисто и аккуратно. Разговор за столом льётся рекой:
- Чингисхан?
- О! Да-да...
- Сухэ-Батор?
- О! Да-да...
- Путин?
- О! Да-да...
- Москва?
- О! Да-да...
Прощаемся сытыми друзьями. Под горой находится одноимённый национальный парк.
Под охраной и сама гора, и многочисленные тарбаганы, ничего не боящиеся и снующие туда-сюда. Тарбаганы - отдельная тема. Как-то мы с сыном Егоркой залегли за горкой и наблюдали за этими забавными животными. Представьте себе сурка, но больше раз в десять. Жирненькие, кругленькие мультяшные зверьки выкарабкиваются из своих норок, бегают наперегонки, толкаются друг с другом, валятся на спинку и чешут лапками свои животики.  На въезде в парк стоит огромный танцующий дхармапале Ваджрапа. Не представляю, каким образом монголы притащили туда это бетонное изваяние.
Надо сказать, что на хорошей машине можно подняться на высоту ровно 3000 метров.
Там мы и поставили базовый лагерь. Утром собрались наверх. Кошки, верёвки, ледорубы... День удался, с погодой повезло. Подъём на гору не составляет труда, а вот взлётка на ледник довольно неприятна. Есть куда улететь. Поэтому каждый шаг должен
быть взвешен и аккуратен. За перегибом ледник становится пологим, и по плоскотине выходим на вершину. Наверху, в туре, лежит алюминиевая коробка с книгой посещений.
В ней оставляем свою запись.
С высоты 4023 метра уже становится видно, что земля круглая. Не задерживаясь, уходим вниз и по плечу выходим на место авиакатастрофы: в 1963-м в тумане прямо в гору врезался пассажирский самолёт «Ан-2». Никто не выжил. Сам самолёт лежит глубоко
внизу, и подобраться к нему трудно. На ребре находятся могилы пилотов и просто безымянные. Много личных вещей и останков пассажиров. Тягостное место.
С июня 2015 года правительство Монголии запретило любые восхождения на вершину, а
также ночёвки в парке. Утром въехал в парк - к вечеру надо покинуть. Считаю, что судьба
улыбнулась нам тогда, подарив прекрасное восхождение.
Владимир КРАСИЛЬНИКОВ